Лейшманиоз сравнили с матрешкой: вирус внутри простейшего паразита внутри насекомого, переносящего болезнь — Naked Science

В тропических и субтропических странах всего земного шара лейшманиоз – не такая уж и редкость, он встречается в 88 государствах и ежегодно поражает порядка 2 млн человек. Проблема эта во многом недооценивается, прежде всего потому что практически все из 12 млн болеющих проживают в отсталых обществах, и такая напасть редко является среди жителей благополучных стран.

dn28020-2_800

Лейшманиоз вызывают паразитические протисты Leishmania R., которые передаются человеку и другим позвоночным через укусы москитов. В организме нового хозяина они способны заселять иммунные клетки и, неузнанные, распространяться в них, поражая и другие клетки – прежде всего кожи и подкожных тканей, а также слизистых. У паразита этого чрезвычайно сложный жизненный цикл, включающий несколько жизненных форм. Однако именно способность оставаться почти невидимыми для иммунитета делает лейшмании такими опасными.

Излечение дается трудно, лейшманиоз далеко не всегда и не везде одинаково хорошо реагирует на принятые лекарства. Средство, которое может давать нужный результат в Латинской Америке, в Южной Африке срабатывает отнюдь не всегда. Даже течение болезни не везде одинаково, а с учетом разнообразия поражаемых тканей и форм лейшманий ситуация особенно осложняется. Возможно, в этом паразитам помогает тайный козырь – внутренний вирус.

Такую находку сделали недавно ученые из бельгийского Института тропической медицины. «Паразит уже несет в себе вирус, который с ним попадает в москита, – рассказывают они. – Лейшмании и без того известны своей способностью уходить от иммунного ответа – а вирус добавляет ей в этом еще один уровень». Изучив распространение L. braziliensis среди жителей Боливии и Перу, авторы работы показали, что стандартное лечение не срабатывает в 53% случаев болезни, если протисты содержали вирусы, и в 24% случаев, если вирусы в схватке не участвовали.

Сходные результаты были получены и при изучении L. guyanensis, также распространенных в этом регионе. «Вы представьте нечто вроде русской матрешки, – говорит один из авторов работы Жан-Клод Дужарден (Jean-Claude Dujardin). – В человеческой клетке-хозяине паразит размножается, пробуждается вирус, который развивает параллельную атаку на клетку».

На пути к «зеленому» будущему производителям и ученым необходимо не только сделать электрический транспорт привлекательным при покупке, но и таким, чтобы люди не хотели от него отказываться. С первым вопросом все более-менее понятно, а вот второй редко оказывается в поле внимания специалистов. Американские исследователи выяснили, какие типы и марки электромобилей хуже всех удерживают клиента, а также по каким причинам это происходит.

Для этого, по мнению ученых из Канады, следует обратить внимание на меконий — первые выделения новорожденного.