Нобелевский лауреат рассказал о применении своего открытия — Naked Science
25.07.2014
Редакция Naked Science

Нобелевский лауреат рассказал о применении своего открытия

Какое прикладное значение имеют фуллерены? В эксклюзивном интервью для Naked Science об этом рассказал первооткрыватель фуллеренов нобелевский лауреат Гарольд Крото.

KrotoHarry

Об этом в эксклюзивном интервью Naked Science рассказал первооткрыватель фуллеренов, нобелевский лауреат по химии 1996 года сэр Гарольд Крото.

В 1985 году Крото с американскими коллегами Робертом Керлом и Ричардом Смолли занимался изучением химических процессов, происходящих в звездах. В ходе одного из экспериментов группа ученых облучала при помощи лазера кусок графита, и датчики обнаружили в испарениях признаки специфических молекулярных структур. Ученые предположили, что это молекулы С60 и С70 , и что С60 имеет форму усеченного симметричного икосаэдра.

Дальнейшие исследования показали, что ученые были правы, и в 1996 году все трое получили Нобелевскую премию по химии.

Макет фуллерена С60 в Музее Нобеля, Стокгольм / © Wing-Chi Poon

Название «фуллерен» отсылает к известному американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру, который использовал в своих проектах схожие со структурой фуллеренов многоугольные симметричные конструкции (например, в качестве формы куполов зданий). Также фуллерены иногда называют «бакиболами».

Применение фуллеренов в технологиях пока что имеет гипотетический характер, однако в интервью Naked Science господин Крото поделился своими предположениями на этот счет.

У моего открытия действительно может быть прикладной аспект – фуллерены являются прекрасным энергетическим хранилищем, например, электронов. То есть если фуллеренам найдут применение в технологиях, то это наверняка будет область электроники.

– Гарольд Крото, Университет штата Флорида

Фуллерены – не единственные углеродные соединения, которым пророчат большое будущее в электронике. Известнейшим материалом, который может прийти на смену царствующему в электронике полупроводниковому кремнию, является графен.

Согласно новому исследованию, змеи обязаны своим успехом астероиду, который уничтожил их конкурентов — динозавров.

Группа ученых Центра прикладного анализа больших данных и лаборатории сравнительных исследований качества жизни Томского государственного университета исследовала «цифровые следы» жителей 83 регионов РФ для определения уровня субъективной удовлетворенности качеством жизни. Данные показали, что качество жизни высоко оценивают жители Чукотского автономного округа, ряда национальных республик на Северном Кавказе, Республики Алтай, Псковской и Рязанской областей, Камчатского и Пермского краев, а также Санкт-Петербурга.