Нобелевский лауреат рассказал о применении своего открытия

Нобелевский лауреат рассказал о применении своего открытия

Какое прикладное значение имеют фуллерены? В эксклюзивном интервью для Naked Science об этом рассказал первооткрыватель фуллеренов нобелевский лауреат Гарольд Крото.

KrotoHarry

Об этом в эксклюзивном интервью Naked Science рассказал первооткрыватель фуллеренов, нобелевский лауреат по химии 1996 года сэр Гарольд Крото.

В 1985 году Крото с американскими коллегами Робертом Керлом и Ричардом Смолли занимался изучением химических процессов, происходящих в звездах. В ходе одного из экспериментов группа ученых облучала при помощи лазера кусок графита, и датчики обнаружили в испарениях признаки специфических молекулярных структур. Ученые предположили, что это молекулы С60 и С70 , и что С60 имеет форму усеченного симметричного икосаэдра.

Дальнейшие исследования показали, что ученые были правы, и в 1996 году все трое получили Нобелевскую премию по химии.

Макет фуллерена С60 в Музее Нобеля, Стокгольм / © Wing-Chi Poon

Название «фуллерен» отсылает к известному американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру, который использовал в своих проектах схожие со структурой фуллеренов многоугольные симметричные конструкции (например, в качестве формы куполов зданий). Также фуллерены иногда называют «бакиболами».

Применение фуллеренов в технологиях пока что имеет гипотетический характер, однако в интервью Naked Science господин Крото поделился своими предположениями на этот счет.

У моего открытия действительно может быть прикладной аспект — фуллерены являются прекрасным энергетическим хранилищем, например, электронов. То есть если фуллеренам найдут применение в технологиях, то это наверняка будет область электроники.

— Гарольд Крото, Университет штата Флорида

Фуллерены – не единственные углеродные соединения, которым пророчат большое будущее в электронике. Известнейшим материалом, который может прийти на смену царствующему в электронике полупроводниковому кремнию, является графен.

В США впервые с момента вывода из эксплуатации челнока Space Shuttle выполнили запуск пилотируемого космического корабля. Сейчас Crew Dragon от компании SpaceX находится на пути к Международной космической станции.

Ранее премьер-министр Никол Пашинян завил, что в стране может повториться итальянский сценарий.

Рисунок на спине змей может помогать в маскировке и уходе от преследования, а в некоторых случаях — продемонстрировать угрозу для хищника.

По словам источников в ОПК, российские авиастроители приступили к производству опытного стратегического бомбардировщика-«невидимки».

Тесты решили приостановить для проверки безопасности этих двух препаратов в контексте использования их в лечении пациентов с коронавирусной инфекцией. Поводом послужило исследование в журнале The Lancet, авторы которого заявили, что больные Covid-19, принимавшие гидроксихлорохин и хлорохин, оказались подвержены более высокому риску смерти и проблем с сердцем, чем контрольная группа.