Нобелевский лауреат рассказал о применении своего открытия — Naked Science

Нобелевский лауреат рассказал о применении своего открытия

Какое прикладное значение имеют фуллерены? В эксклюзивном интервью для Naked Science об этом рассказал первооткрыватель фуллеренов нобелевский лауреат Гарольд Крото.

KrotoHarry

Об этом в эксклюзивном интервью Naked Science рассказал первооткрыватель фуллеренов, нобелевский лауреат по химии 1996 года сэр Гарольд Крото.

В 1985 году Крото с американскими коллегами Робертом Керлом и Ричардом Смолли занимался изучением химических процессов, происходящих в звездах. В ходе одного из экспериментов группа ученых облучала при помощи лазера кусок графита, и датчики обнаружили в испарениях признаки специфических молекулярных структур. Ученые предположили, что это молекулы С60 и С70 , и что С60 имеет форму усеченного симметричного икосаэдра.

Дальнейшие исследования показали, что ученые были правы, и в 1996 году все трое получили Нобелевскую премию по химии.

Макет фуллерена С60 в Музее Нобеля, Стокгольм / © Wing-Chi Poon

Название «фуллерен» отсылает к известному американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру, который использовал в своих проектах схожие со структурой фуллеренов многоугольные симметричные конструкции (например, в качестве формы куполов зданий). Также фуллерены иногда называют «бакиболами».

Применение фуллеренов в технологиях пока что имеет гипотетический характер, однако в интервью Naked Science господин Крото поделился своими предположениями на этот счет.

У моего открытия действительно может быть прикладной аспект – фуллерены являются прекрасным энергетическим хранилищем, например, электронов. То есть если фуллеренам найдут применение в технологиях, то это наверняка будет область электроники.

– Гарольд Крото, Университет штата Флорида

Фуллерены – не единственные углеродные соединения, которым пророчат большое будущее в электронике. Известнейшим материалом, который может прийти на смену царствующему в электронике полупроводниковому кремнию, является графен.