Кости и шерсть снежного человека оказались останками медведей — Naked Science
29.11.2017
Редакция Naked Science

Кости и шерсть снежного человека оказались останками медведей

Исследование митохондриальной ДНК образцов останков «йети» показало, что кости, зубы и шкура загадочного существа на самом деле принадлежали медведям и собакам.

dh_tnh9uqaa5cub

Снежный человек, он же йети, — легендарное существо, якобы обитающее в некоторых лесных и высокогорных районах Земли. Убедительных доказательств его существования нет, но это не мешает коллекционерам отдавать немалые суммы денег за предполагаемые останки йети. Группа ученых под руководством биолога Шарлотт Линдквист (Charlotte Lindqvist) изучила девять образцов таких останков из частных коллекций и пришла к выводу, что все образцы принадлежали животным, в основном медведям разных видов.

В распоряжении ученых оказались волосы, зубы, шкуры, кости и помет, якобы принадлежащие снежному человеку. Часть образцов нашли еще в 1930-е годы на Тибетском нагорье, часть обнаружили позже. Для сравнения исследователи взяли 14 образцов тканей нескольких видов медведей, например тянь-шанского бурого, тибетского бурого и черного гималайского. Ученые проанализировали митохондриальную ДНК образцов. Эта ДНК у большинства многоклеточных организмов наследуется по женской линии.

Анализ показал, что восемь образцов «йети» принадлежали медведям различных видов, а девятый — собаке. Эта работа не только доказала, что останки йети оказались подделками: она дополнила имеющиеся знания о медведях, живущих в Гималаях. Ученые заявили, что впервые расшифровали последовательности митохондриальных геномов видов Ursus arctos isabellinus и Ursus thibetanus laniger. Оба вида животных сравнительно редкие. Анализ геномов поможет установить степень родства между многими видами гималайских и тибетских медведей. По словам исследователей, тянь-шанские бурые медведи Ursus arctos isabellinus были одной из первых групп, которая отделилась от других бурых медведей около 650 000 лет назад. Ученые предполагают, что разделить виды могло оледенение.

Медведь Ursus arctos isabellinus / © Zoo Hluboka

«Наши результаты прямо свидетельствуют, что биологические основы легенды о йети связаны с местными медведями. Это исследование показывает, что генетика способна разгадать и другие подобные загадки», — говорит Шарлотт Линдквист.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B, его краткое изложение доступно на сайте журнала Science.