ГМ-дрожжи сделают пиво полезнее, а похмелье от него – слабее

Ученые продемонстрировали возможности генетической модификации дрожжей для снижения вредных веществ в пиве и вине.

23 мар 2015 Сергей Васильев Комментариев: 0
Настоящие создатели любого ферментированного алкогольного напитка – Saccharomyces cerevisiae. Геном этих микроскопических грибов куда короче и проще, чем у сельскохозяйственных растений и животных, однако для генной инженерии он представляет собой крепкий орешек. Дрожжам свойственна полиплоидия – присутствие хромосом во множестве копий, – поэтому даже если в один из генов и удастся внести нужную модификацию, остальные копии останутся нетронутыми, нивелируя весь эффект.

Совершенно новые перспективы открывает работа американских биологов, которым удалось усовершенствовать один из популярных инструментов ГМ-инженерии, РНК-зависимую нуклеазу Cas9. Оптимизированная версия фермента способна работать и с полиплоидным геномом, что авторы и продемонстрировали, внеся изменения в один из коммерческих штаммов Saccharomyces cerevisiae, который широко используется для приготовления пива, вина и некоторых других продуктов. Изменения эти наследуются и позволяют целенаправленно создавать дрожжи с нужными свойствами.

По словам авторов работы, перспективы перед пищевой индустрией открываются «дух захватывающие». «Модифицировав дрожжи, мы получили вино, содержащее в 10 и больше раз ресвератрола, – говорят они. – Но мы можем вносить и дополнительные метаболические пути, позволяющие синтезировать и вводить в вино дополнительные полезные компоненты из других растений, включая женшень».