Еще один спутник Сатурна может скрывать под поверхностью жидкий океан — Naked Science

Еще один спутник Сатурна может скрывать под поверхностью жидкий океан

Новые наблюдения космического зонда Cassini указывают, что под ледяной корой Дионы может существовать обширный океан. Ранее такие же моря были обнаружены под поверхностью двух других спутников Сатурна – Титана и Энцелада.

untitled

Собранные Cassini данные проанализировала команда астрофизиков из Королевской обсерватории Бельгии. Ученые сообщают, что океан может скрываться на глубине порядка 100 км под ледяной поверхностью Дионы. В целом она напоминает соседний спутник Энцелад, не столь большой, но намного более известный благодаря эффектным извержениям гейзеров на своих полюсах – именно они и указали на наличие у него океана. На Дионе гейзеров сегодня не видно, однако трещины в ее коре указывают на похожую активность в прошлом. Об этом Микаэль Ботэ (Mikael Beuthe) и его коллеги рассказывают в статье, опубликованной журналом Geophysical Research Letters.

Авторы провели моделирование ледяной поверхности Дионы и Энцелада – «глобальных айсбергов», покрывающих спутники целиком, плавая на поверхности глобального океана. Оценивая видимый ледяной ландшафт спутника, модель рассчитывала необходимую мощность поддерживающей его опоры. Раньше такая работа позволила оценить толщину коры Энцелада и подтвердить наличие под ней жидкости, но для Дионы такие расчеты указывали на полное отсутствие «тайного» океана. Однако на этот раз Ботэ с соавторами учли еще один важный момент – стрессовые напряжения, возникающие в ледяной коре. Их накопление не позволяет сохранять форму и вызывает разломы и трещины.

По данным бельгийских ученых, новый фактор заставляет по-новому оценить толщину коры самого Энцелада – она может оказаться намного скромнее предыдущих версий и в приполярных участках, где бьют гейзеры, не превышать нескольких километров. Это подтверждают и измеренные либрации Энцелада при движении по орбите, который колеблется, как наполненный водой пакет в полете. Величина колебаний тоже указывает на сравнительно тонкую кору. По словам Ботэ и его коллег, место для океана найдется и на Дионе.

Как и Энцелад, Диона колеблется в движении, хотя слишком слабо и незаметно для инструментов Cassini. Однако океан на спутнике мог существовать всю его долгую историю, и, конечно, сравнительно теплая и жидкая среда вполне может оказаться подходящей для жизни. Впрочем, он более доступен на Энцеладе, а на Титане моря жидких углеводородов и вовсе плещутся прямо на поверхности. Так что если поиски микробов в системе Сатурна когда-нибудь начнутся, Дионе придется дождаться своей очереди.

Исследователи рассчитали время, за которое фотон проходит от одного атома до другого в молекуле водорода.

Появилось первое весомое подтверждение существования в Китае условного аналога российской ракеты «Кинжал», которую иногда называют «гиперзвуковой».