06.04.2016
Редакция Naked Science

Доказана способность кашалотов топить корабли лобовым ударом

Компьютерные «краш-тесты» черепа кашалотов подтвердили его великолепную приспособленность для таранных, лобовых столкновений. Возможно, это помогает самцам сражаться за самок.

whale

С той поры, как в 1820 году кашалот атаковал и потопил китобойное судно «Эссекс», а выжившие члены команды несколько месяцев дожидались подмоги, эта история вдохновила не только Германа Мелвилла, автора «Моби Дика». Могучие – до 50 тонн – зубатые киты Physeter macrocephalus стали прочно ассоциироваться с агрессивными нападениями на рыбацкие лодки и целые корабли.

Казалось бы, на эту опасность указывает сам облик свирепого великана морей с его огромной головой, будто созданной для убийственных таранных ударов в схватке за самку или атаке на раздражающих китобоев. Однако такие представления еще далеко не научный факт, и многие ученые относились к этому вопросу довольно скептически. Во-первых, за всю историю общения людей с кашалотами такой лобовой удар достоверно фиксировался лишь один раз, и, возможно, он вообще был случайным. Кроме того, сложные костные и спермацетовые структуры, расположенные в черепе, критически важны для акустических коммуникаций кашалотов, и вряд ли те станут подставлять их под удар.

Международная группа ученых готова поставить точку в этих спорах. Исследователи, работавшие под руководством Тодда Патаки (Todd Pataky), создали точную компьютерную модель черепа кашалота и «прогнали» ее через серию виртуальных краш-тестов. Симулируя лобовые, таранные удары, авторы рассматривали механический стресс, который при этом должны выдерживать структуры черепа.

В результате удалось показать, что обширный жировой мешок (мелон), расположенный под спермацетовым органом, способен эффективно перераспределять энергию удара и снижать нагрузку на кости черепа почти вдвое – на 45%. Кроме того, ученые отметили, что наиболее толстые кости черепа кашалота – именно лобные. В результате им пришлось согласиться: мощные головы этих морских млекопитающих, составляющие до трети общей длины их тела, великолепно приспособлены для лобовых ударов всей многотонной тушей. Возможно, где-то на глубине самцы кашалотов сталкиваются, как тяжеловооруженные рыцари, в битвах за благосклонность самок.