Черный голубь, что ты вьешься? — Naked Science

Черный голубь, что ты вьешься?

Большинство городских птиц имеют темную окраску ? и, как выяснилось, это неспроста.

4810441807_d1c26f525d_b

Пигменты в темных перьях могут служить птицам важным средством, позволяющим очищать кровь от токсичных металлов, которых, к сожалению, предостаточно в грязном воздухе мегаполисов. Именно этим, по данным недавнего исследования французских экологов, может объясняться несвойственное натуральным экосистемам преобладание в городской среде темных птиц.

Как и цвет человеческой кожи или волос, окраска птичьих перьев во многом определяется количеством и распределением пигментов ? меланинов. Обладая неплохой способностью связывать ионы тяжелых металлов, таких как цинк или свинец, эти пигменты могут служить и неплохой защитой от их вредного воздействия. В самом деле, избыток тяжелых металлов в организме птиц приводит к резкому снижению плодовитости и самым разнообразным проблемам со здоровьем.

Так что, если меланин и вправду связывает тяжелые металлы в крови, то более темные птицы в загрязненных условиях должны получать эволюционное преимущество над несущими более светлую окраску. И действительно, в городской среде процент темных птиц, как правило, выше, чем у тех же видов, живущих в естественных условиях.

Чтобы проверить эту идею, Мэрион Шатле (Marion Chatelain) и ее коллеги отловили 97 голубей Columba livia, обитающих в урбанистических районах в окрестностях Парижа. Измерив содержание цинка в больших маховых перьях, их посадили в клетки и продержали там, на более чистом воздухе, год, после чего снова проверили содержание цинка в новых перьях, отросших уже в неволе. Действительно, содержание цинка упало в несколько раз, с 328-ми частей на миллион до 89-ти. При этом у темнее окрашенных птиц его, разумеется, было больше, что, видимо, свидетельствует о том, что выведение металла из организма у них происходит интенсивнее.

Впрочем, этим преимущества темного пера в городских условиях не исчерпываются. Темные птицы, как правило, более агрессивны и настойчивы, что также может объяснять рост их числа.