Блуждающий взгляд объяснила гиперактивность подкорки — Naked Science

Блуждающий взгляд объяснила гиперактивность подкорки

Исследователи из Швеции, США, Франции и Швейцарии показали, что избегание зрительного контакта при аутизме связано с гиперчувствительностью подкорковых структур мозга.

Пациенты с расстройствами аутистического спектра (РАС) нередко избегают зрительного контакта. По одной из гипотез, симптом отражает трудности при установлении социальных связей, характерных для этого нарушения. Однако жалобы самих пострадавших (чужой взгляд они склонны оценивать как «горящий») позволяют предположить, что в основе феномена может лежать эмоциональная гиперчувствительность. Предполагается, что обработку социальных стимулов у приматов опосредует подкорковый путь от клеток сетчатки к верхнему двухолмию, подушке таламуса и амигдале, играющей ключевую роль в формировании эмоций. Тем не менее, влияние этих структур на симптоматику РАС остается неясным.

Примечательно, что реакция на прямой зрительный контакт зависит от эмоциональной валентности наблюдаемого субъекта неочевидным образом. Например, опыты 20072014 годов показали, что пациенты с РАС чаще избегают взгляда на лица с нейтральным выражением как потенциально более угрожающие (из-за отсутствия явных социальных предикторов), тогда как испуганные люди, напротив, могут вызывать у них интерес. Чтобы проверить гипотезу о гиперчувствительности подкорковых путей и прояснить связь избегания с мимикой, авторы новой работы провели эксперимент с применением нескольких типов стимулов. Участие в нем приняли 23 пациента и 20 здоровых испытуемых.

Ученые демонстрировали добровольцам пятисекундные видеозаписи лиц, которые формировали нейтральное, счастливое, сердитое или испуганное выражение. По условиям тестов, участники должны были внимательно следить за стимулами и нажимать на кнопку каждый раз, когда в кадре, в области глаз, появлялся синий (но не красный) крест. Одновременно авторы изучали активность подкорковых структур испытуемых путем функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). При последующей обработке томограмм они анализировали четыре области мозга: верхнее двухолмие, подушку таламуса, отдельно правую и левую амигдалы — влияние этих зон может носить асимметричный характер.

Результаты показали, что, по сравнению со здоровыми испытуемыми, у пациентов наблюдалась аномальная активность обеих амигдал при необходимости следить за крестом на фоне любых стимулов и подушки таламуса независимо от наличия или отсутствия креста. Исключение составили сессии, когда добровольцы просматривали сердитые лица: в этом случае поиск креста дополнительно стимулировал и амигдалу контрольной группы. Кроме того, авторы обнаружили положительную корреляцию между тяжестью симптоматики и уровнем активации разных подкорковых структур. Так, с ухудшением состояния возрастала острота реакций на испуганные (во всех областях) и нейтральные лица (в трех областях).

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

На днях ученые выяснили, что гиперчувствительность пациентов с РАС к прикосновениям обусловлена дезадаптацией нейронов сенсомоторной коры.

Модель точно идентифицировала по кашлю 98,5% людей, у которых было подтверждено наличие Covid-19.