Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
11.06.2015
Редакция Naked Science

Астрономы наблюдают малоизвестное огромное кольцо вокруг Сатурна

О нем мало кто знает, но далеко за пределами самого дальнего из знакомых всем колец Сатурна вокруг планеты вращается еще одно, практически невидимое, – зато громадное. Впрочем, по данным новых наблюдений, оно еще больше, чем считали ученые до сих пор.

saturn-ring-infrared

Кольцо темных, очень разреженных частиц и фрагментов было обнаружено сравнительно недавно, в 2009 году. Считается, что они были выбиты метеоритами с поверхности спутника Сатурна Фебы, вращающегося вокруг планеты по очень удаленной орбите с радиусом почти 13 млн км.

Это открытие само по себе знаменательно. По существующим представлениям, кольца – это нечто вроде «недоспутников»: если масса вещества оказывается на слишком близкой к планете орбите, ее притяжение мешает формированию полноценных лун, и те так и остаются кольцами. На большем же удалении они могут понемногу собраться в единое космическое тело.

Неудивительно, что открытие, сделанное благодаря инфракрасному телескопу Spitzer, привлекло большое внимание астрофизиков. По первым оценкам, размеры «кольца Фебы» представлялись в промежутке от 4,8 до 7,7 млн км – вдесятеро больше, чем у самого большого, внешнего кольца Е. Однако новые наблюдения, проведенные с помощью ИК-телескопа WISЕ, резко увеличили и эти цифры: согласно данной учеными оценке, радиус «кольца Фебы» может достигать 6-16,2 млн км.

Темные частицы кольца поглощают солнечное излучение, к тому же из-за больших его размеров расположены они весьма разреженно. Их типичные размеры колеблются в пределах 10-20 мкм, тела крупнее футбольного мяча составляют менее 10% кольца. Поэтому наблюдать «кольцо Фебы» крайне сложно, и лучше делать это именно в инфракрасном спектре, который позволяет заметить его по повышенной температуре частиц.