Американцы нашли молекулярный маркер слепоты — Naked Science
29.09.2016

Американцы нашли молекулярный маркер слепоты

Медики из Вашингтонского университета обнаружили молекулу, дефицит которой может выступать предвестником различных заболеваний сетчатки глаза, и разработали собственную технику восстановления зрения. Результаты работы представлены в журнале Cell.

2590555768_2a5989e522_o

Сетчатка представляет собой тонкую внутреннюю оболочку глаза, которая содержит фоторецепторные клетки. Современные методы лечения заболеваний сетчатки разнятся в зависимости от причин нарушения. При этом дифференциальная диагностика может включать в себя обследование не только у офтальмолога, но также у эндокринолога, нейрохирурга и других специалистов. В качестве общих методов терапии рассматриваются, например, препараты, стимулирующие кровоснабжение сетчатки, и витамины.

В эксперименте на мышах ученые проанализировали молекулярную основу дефектов сетчатки. Авторы моделировали условия, при которых у животных возникал ряд соответствующих нарушений: свет-индуцированная дегенерация сетчатки, стрептозотоцин-индуцированная диабетическая ретинопатия, а также возрастная центральная дистрофия сетчатки. Все они сопровождаются разрушением фоторецепторов — палочек и колбочек, отвечающих за распознавание цветов, контраста, резкости.

Результаты показали, что упомянутые нарушения также связаны с дефицитом молекулы никотинамиддинуклеотида (NAD+) в фоторецепторах. В частности, избирательное удаление никотинамидфосфорибозилтрансферазы (Nampt) — фермента, который тормозит протекание реакций в NAD+-пути, вызывает дисфункцию NAD+-зависимого митохондриального энзима SIRT3. В сочетании с SIRT5 последний участвует в поддержании гомеостаза сетчатки. Таким образом, ученые предположили, что дефицит NAD+ нарушает метаболизм сетчатки и является потенциальной мишенью для лечения.

С этой целью авторы использовали молекулу-предшественник NAD+ — никотинамидмононуклеотид (NMN). Ее применение увеличивало содержание NAD+ в фоторецепторах и способствовало восстановлению функции зрения.

«Мы считаем, что обнаружили общий путь, который задействован в повреждении и даже гибели палочек и колбочек. Наши результаты должны помочь в разработке универсальных методов лечения заболеваний сетчатки», — сообщил соавтор работы Джонатан Б. Лин (Jonathan B. Lin).