Психологи опровергли важность зрительного контакта — Naked Science
06.02.2019
Редакция Naked Science

Психологи опровергли важность зрительного контакта

Вопреки сложившемуся стереотипу, люди оказались мало чувствительны к прямому взгляду в глаза во время разговора.

contact0

Зрительный контакт «глаза в глаза» считают важнейшим инструментом эффективной коммуникации. Однако новые эксперименты, проведенные учеными из австралийского Университета Эдит Коуэн, готовы опровергнуть этот психологический стереотип. Судя по их данным, с тем же успехом смотреть можно и на ухо, и на лоб, и на любую другую область головы.

Ведущий автор работы Шейн Роджерс (Shane Rogers) называет это хорошей новостью для всех, кто испытывает неудобство и тревогу при прямом взгляде в глаза. «В западных культурах поддержка стабильного визуального контакта считается ключевым коммуникативным навыком, — говорит доктор Роджерс. — Однако это благоговение перед встречей глаз не поддерживается научными данными». Данные эти ученые приводят в статье, опубликованной в журнале Perception.

Проведенный ими простой эксперимент заключался в серии коротких, четырехминутных диалогов заранее подготовленного исследователя поочередно с каждым из почти 50 добровольцев. При этом и сам исследователь, и его собеседники использовали очки Tobii для автоматического отслеживания направления взгляда. В половине случаев исследователь направлял взгляд прямо в глаза собеседнику, а в другой половине — на его рот.

По завершении разговора добровольцы заполняли опросник, который позволил ученым оценить, насколько понравился им состоявшийся диалог и насколько они были внимательны и заинтересованы собеседником. Как оказалось, никакой разницы в этом между группами не было. Более того, участники, которым во время диалога в глаза вообще не смотрели, вовсе не чувствовали себя обделенными заинтересованными взглядами.

«Люди не слишком чувствительны к конкретной точке фокусировки взгляда собеседника на своем лице, — резюмирует Шейн Роджерс. — Прямой взгляд в сторону лица уже воспринимается как контакт “глаза в глаза”. Так что не мучайтесь, ища глаза в своей аудитории, смотрите просто на лицо — и позвольте иллюзии контакта глаз сделать за вас всю работу».

Китайские ученые выделили прекрасно сохранившиеся хрящевые клетки у динозавра возрастом 125 миллионов лет. В них содержатся ядра с остатками органических молекул и хроматина. Подобные исследования, по словам ученых, приближают науку к секвенированию ДНК древних «ящеров».