• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
Специальный проект

Беспрецедентно быстрое и невероятно широкое: каким будет российское импортозамещение и кто от него выиграет?

За всю новейшую историю мир не видел ничего подобного тому вызову, с которым столкнулась Россия в 2022 году. Никогда еще не было случая, когда крупная страна подвергалась бы настолько всеобъемлющей попытке торговой и экономической блокады со стороны сразу нескольких крупных экономических держав. Получится ли с ней справиться и что именно для этого нужно?
©Wikimedia

Данный материал можно прослушать в формате подкаста.

Нынешняя экономическая блокада подразумевает не только запрет на ввоз товаров, сделанных в западных странах, — в конце концов формально к санкциям присоединились только они да некоторое количество их азиатских союзников. Заметим, что 85% населения мира живет там, где никто против России санкций не вводил, однако и отсюда многие товары в нашу страну уже не идут. Причина в том, что они сделаны с формальным или реальным использованием западных патентов. Поэтому китайские (и не только китайские) производители часто не могут легально поставлять в Россию сделанную ими электронику — чтобы не попасть под санкции самим.

Все это значит, что первая отличительная черта российского импортозамещения — его беспрецедентная широта. Россия либо сможет производить внутри себя целый ряд видов продукции, либо лишится его вовсе. Вариант «вечно возить контрабандой» по определению безнадежен. И дело не только в том, что Россия — слишком крупный потребитель, и рано или поздно любой реэкспорт из Китая станет заметен. Важно еще и то, что мы живем в эпоху развития электронных маркировок и отслеживания потоков сложных товаров. Это десять лет назад GPS-отслеживание станков казалось новостью: сегодня подобные технологии могут быть внедрены почти в любой сложной и инновационной отрасли. А именно такие товары Россия в основном и завозила из ЕС и США до 2022 года.

Полупроводники, электроника и все-все-все

Когда мы покупаем электронику, то чаще натыкаемся на продукцию брендов — Apple, Huawei и так далее. Но это всего лишь оболочка продуктов, их обертка — сама же электронная начинка состоит из микросхем, и самые сложные в этом ряду — процессоры. Основные их производители в мире — Intel, Samsung, TSMC и Qualcomm. Все эти компании приостановили поставки в Россию всех микросхем, которые были сделаны или (и это важное «или») спроектированы в США, ЕС или Великобритании. Внезапно оказалось, что, несмотря на относительно небольшое производство своих «коммерческих» микросхем чисто китайским производителем Semiconductor Manufacturing International Corp (SMIC), готовых продуктов исключительно на своих чипах почти нет даже у китайских брендов.

Или возьмем вроде бы целиком российские по проектированию процессоры «Байкал». Они, во-первых, производились на тайваньской фабрике упомянутой выше TSMC. А во-вторых, еще и использовали в производстве лицензию британской компании Imagination Technologies. Выяснилось очевидное: использование даже базовых решений западных разработчиков не позволяет попробовать запустить производство «Байкалов» в России. Поскольку у нашей страны пока проблемы с выпуском микросхем по 28-нанометровому техпроцессу, то сейчас «Байкалы» во многом «достают со склада». А что будет потом, когда запасы кончатся, никто не знает. Корпорация «Ростех» недавно представила линейку отечественных маршрутизаторов на базе процессора Baikal-T с защитой от хакерских атак. Но какой будет эта серия в новых условиях и будет ли вообще?

Российский процессор семейства Baikal, созданный российской бесфабричной компанией Baikal Electronics / ©Leonid S19

Чтобы понять, каким может быть будущее сложных электронных изделий в России, стоит обратиться к опыту Китая. Как только КНР попыталась создать собственное производство микросхем с продвинутым технологическим процессом (от 28 нанометров и ниже), США немедленно заблокировали поставки сложного оборудования для создания чипов с техпроцессом от 28 нм и ниже для китайской частично государственной компании SMIC. Теперь Китай пытается как-то решить вопрос с таким оборудованием самостоятельно, но пока особенных успехов на этом поприще у него не видно.

Какой же мы сделаем вывод? На сегодня западные санкции прямо запрещают поставку в Россию в основном непотребительской электроники — оборудования для дата-центров, продвинутых маршрутизаторов, процессоров и микросхем, которые можно использовать в военной электронике. Но по опыту с Китаем, КНДР и Кубой можно прогнозировать с известной определенностью, что запрет на поставки более простых изделий может быть включен в любой момент. А ограничения на поставку оборудования для производства полупроводников есть уже и сегодня.

Все это означает, что со временем Россия может остаться без любой микроэлектроники просто по щелчку пальцев, который достаточно сделать владельцам патентов и технологий за пределами нашей страны — если не научится делать ее сама. Причем как минимум в военном и космическом секторе — по полному циклу: от изготовления оборудования для производства чипов до финальной сборки конечных изделий.

К счастью, в стране есть вузы и направления, дающие фундаментальную подготовку в области разработки и производства оптоэлектроники и нанофотоники, причем от применяемых в них материалов до архитектурных решений и конкретных вопросов организации производства. 

Изучением компонентов и материалов для оптоэлектроники и нанофотоники, созданием светоизлучающих диодов, солнечных батарей и детекторов ядерных частиц заняты студенты магистерской программы Университета «МИСИС» «Полупроводниковые преобразователи энергии». Студенты этой программы участвуют в экспериментах, проводимых в рамках коллаборации LHCb (ЦЕРН) для фундаментальных исследований новых частиц легкой темной материи, в разработках противорадиационной защиты, в создании солнечных батарей для IoT («Интернет вещей»). У многих еще во время обучения выходят статьи в международных научных журналах  с высоким импакт-фактором.

Судя по всему, санкции просто сильно ускорили те процессы, которых и так требовал внутренний рынок. Попытки российских игроков, работающих с полупроводниковыми решениями, развиваться на простом ввозе оборудования и технологических линий с Запада уже давно показали свою неэффективность. Более десятка лет назад «Хевел» (портфельная компания «Роснано») попыталась завезти из Швейцарии перспективную на тот момент технологию производства солнечных батарей из тонкопленочных микроморфных кремниевых фотоэлементов. За счет отказа от монокристаллической архитектуры фотоэлемента они позволяли получать больше энергии даже от рассеянного (непрямого) солнечного света, да и напряжение с каждой панели было во много раз выше, чем у «монокристалла».

Вот только за те несколько лет, пока ввозили оборудование и налаживали производство, монокристаллические солнечные батареи вдруг сделали большой шаг вперед — и новые фотоэлементы «Хевела» оказались по КПД ниже, чем у конкурентов: 10% против примерно 16% на середину 2010-х годов.

Чтобы не повторить ошибку, компания организовала Научно-технический центр при Физико-технологическом институте имени Иоффе. В 2014 году разработчики из этого института создали свои гетероструктурные (то есть сочетающие микроморфные и монокристаллические компоненты) солнечные батареи с КПД 20%. 

Такие сценарии будут (и должны) реализовываться и в будущем — с той поправкой, что осуществлять их придется во многом на своем оборудовании, которое в ряде отраслей еще только предстоит создать.

Небо отражается в солнечных панелях (проект Baldock Solar Highway) / ©Oregon DoT

Инженер-технолог как ключевой игрок нового времени

Острота санкционной ситуации неслучайно описывается на Западе как «экономическая война» против России: по многим признакам это так и есть. Но выиграть войну в области экономики можно, только если эффективно используешь то, что у тебя уже имеется. Не секрет, что количество станков в Германии и СССР времен Второй мировой различалось в разы: у немцев их было куда больше, как и промышленных рабочих. И тем не менее производство вооружений оказалось в разы больше именно у советской стороны. 

В мемуарах руководителей ВПК того времени прямо утверждается: это было сделано за счет инженеров-технологов. Именно они, тесно взаимодействуя с руководством предприятий, смогли добиться того, что среднее время непрерывной работы станка выросло с нескольких часов (в довоенном периоде) до 12 и более часов во время войны. Операции обработки сокращали по времени, разбивая на множество более специализированных операций меньшей длительности, время «путешествия» деталей между станками снижали, меняя взаимное расположение станков. В итоге количество человеко-часов — как и часов машинных, работы оборудования, — расходуемых на один танк или самолет, в СССР к концу войны снизилось в два-три раза относительно ее начала. 

Но ключевые преобразования, которые позволили добиться всего этого — вовсе не перестановка станков. Чтобы критические изменения в технологическом процессе стали возможны, требовалось пересмотреть конструкцию производимых машин и систем, сделать ее более «технологичной», то есть более пригодной для массового производства. Эти же задачи сохранили свое значение и сегодня: инженеры-конструкторы и инженеры-технологи и в наши дни играют ключевую роль в вопросе о том, сколько будет стоить конечный продукт в промышленности.

Сегодня в России максимально востребованы инженеры-конструкторы, умеющие быстро и эффективно выводить новые изделия в серийное производство. Таких специалистов готовит практико-ориентированная магистратура Университета «МИСИС» «Технологическое обеспечение инноваций». Куратор этой магистерской программы — конструкторское бюро «Карфидов Лаб», известное разработкой инновационных технических продуктов под ключ, которое является технической базой магистратуры. У студентов есть возможность реализовать во время учебы собственные проекты, решая реальные производственные задачи крупных компаний. Такие предприятия предлагают целевые стипендии для успешных студентов на время их работы в проекте.

IT-ресурс: то, без чего не попасть в будущее

До 2022 года множество решений в области программного обеспечения импортировалось или просто использовалось условно-бесплатно — тот же Zoom даже для корпоративных пользователей часто работал без оплаты. В наши дни всему этому пришел конец. Неважно, хотите вы устроить видеоконференцию в закрытом режиме или хотите увидеть на Strava, с каким бешеным пульсом пробегаете ежевечерние 10 километров: вы везде рискуете наткнуться на объявление: «Поддержка приложения в вашей стране приостановлена».

Даже те сервисы, что еще работают в России, например Gmail для частных лиц, в любой момент могут быть закрыты. Вероятность того, что санкции будут ужесточаться, а не ослабляться, в обозримом будущем сильно превышает обратный прогноз. 

Некоторые из российских IT-компаний успели приступить к попыткам импортозамещения еще до 2022 года. Скажем, Trueconf создал сравнительно приличное ПО для видеоконференций, в чем-то даже обходящее Zoom, еще до наступления эпохи санкций, и теперь оказался на довольно крупном рынке в роли фактически единственного игрока. Но в огромном количестве секторов замещение импортного софта пока даже не начиналось. Между тем без этого развитие современной экономики просто невозможно себе представить.

Логотип Tesla на Tesla Model X / © Austin Ramsey / Unsplash

Возьмем хотя бы «машины без водителя» или даже «частичные автопилоты». Самая продвинутая их версия в сегодняшнем мире — автопилот Tesla, основанный исключительно на машинном обучении на большой выборке. В качестве обучающей выборки там используют записи с авто Tesla с обычными водителями. «Глядя» на то, когда они совершают, допустим, поворот вправо на перекрестке, ПО «учится» делать это как они — но без создания угрозы ДТП.

Особенность таких разработок в том, что они по-настоящему пионерские. В них часто просто нет какого-то опыта десятилетий, нет рабочих «общепризнанных путей»: та же  Tesla годами раз за разом переписывает код автопилота. Значит, здесь нужна качественная фундаментальная подготовка специалистов, способных видеть новые проблемы целиком, системно — и столь же системно их решать.

В Университете «МИСИС» студенты магистерской программы «Искусственный интеллект и машинное обучение» ведут проектные исследования в наиболее перспективных областях применения ИИ: робототехнике, медицине, микроэлектронике, квантовых вычислениях, распознавании образов, компьютерных играх, FinTech. Они получают возможность не только углубить свои теоретические знания в computer science или отточить навыки решения прикладных задач машинного обучения, но и познакомиться с особенностями правового регулирования в области ИИ, а также с методологией и трендами развития ИИ как самостоятельного научного направления. 

Причем следует заранее отказаться от мысли: такие-то направления за нас может разработать и Китай, а здесь и вообще не следует торопиться — никто не знает, получится ли что-нибудь из автопилота вообще.

Дело в том, что в подобных областях часто просто нет никакого эффективного «ввоза технологий» или даже их копирования. Это в XIX веке Тульский оружейный завод мог скопировать револьвер Кольта и выпускать его десятками лет (кстати, типовое оружие российского офицера во второй половине века часто было именно таким). Этот подход  работал только в мире, где технологии развивались неспешно. Сегодня разрыв между автопилотом Tesla этого года и прошлого года — огромен. Каким будет этот разрыв через пять лет, трудно даже представить.

Если надеяться на импорт технологий из Китая или любой другой нейтральной страны, то, во-первых, всегда можно наткнуться на очередное «ядро» в том или ином компоненте ПО — ядро с западной лицензией. Во-вторых, процесс копирования и адаптации к российским реалиям неизбежно затянется на несколько лет, за которые копируемый продукт уйдет далеко вперед, и смысл копирования будет утерян. 

А адаптировать ПО к российским условиям все равно придется. Если брать тот же пример с автопилотом, то вождение в российском городе зимой никогда не будет слишком уж похожим на автопилот для города Финикса в штате Аризона (вотчина пресловутых «гугломобилей», ныне работающих под брендом Waymo). Да и в Китае, прямо скажем, снег на дорогах редко скрывает дорожную разметку и залепляет дорожные знаки.

ИИ — ключевой игрок в современной экономике. От уровня его разработки зависит не только возможность завтрашнего дня ездить, не касаясь руля, но и возможности дня сегодняшнего. Например, в повседневной работе колл-центров банков, встречающих нас «голосом железной женщины». Ведь без хорошего ИИ мирового уровня у них не получится оказать нам те услуги, что нам нужны, а не те, которые их программисты более или менее отладили. 

Пожалуй, мало какое направление импортозамещения по важности может сравниться с технологиями ИИ и машинного обучения.

Стройка своими мозгами: что изменится в ключевых инфраструктурных проектах

Сегодня мало кто помнит, но в 2014 году российская пресса писала, что построить Крымский мост в одиночку Россия не сможет: нет уникального опыта возведения столь длинных мостов, придется приглашать китайцев. Хотя в этот раз удалось справиться самим, факт остается фактом: стране нужно множество новых инфраструктурных проектов, и часть из них будет заметно сложнее даже 19-километрового моста между Таманским и Керченским полуостровами. Проблема заключается в том, что такие вещи даже проектировать очень сложно: присоединение Крыма случилось в 2014 году, а актуальное строительство моста началось, фактически, только в 2016 году. Собственно, на строительство ушли те же два года, что на подготовку к нему!

Проход пассажирского состава по Крымскому мосту, 2020 год / © Rosavtodor

И это немудрено: типовая арка моста имела длину большого морского корабля, 227 метров, и весила 6-7 тысяч тонн, а сваи погружали в грунт на глубину до 72 метров. Проектирование было крайне специфическим из-за необычного сочетания слабых грунтов, высокой сейсмической опасности и больших ветровых и волновых нагрузок.

Причем в новых условиях пригласить иностранную компанию для выполнения работ не получится. Да и китайские строители не захотят рисковать попаданием под вторичные санкции США: в КНР и до 2022 года были прецеденты, когда давление Штатов заставляло выходить из бизнеса целые компании (вспомним вынужденную продажу смартфонного бренда Honor).

Как же научиться быстро возводить новые объекты, не тратя два года на их обдумывание и проектирование по — каждый раз уникальным — инженерным решениям?

Такая задача на самом деле стоит не только перед нашей страной: с подобной необходимостью сталкиваются в самых разных регионах. Есть подход, который позволяет существенно ускорить проектирование даже самых сложных и необычных проектов.

Этот подход называют BIM-моделирование (Building Information Modeling), а иногда и просто «цифровой архитектурой». От всем известных 3D-моделей он отличается тем, что BIM-модель «завязана» на базу данных, включающую всю информацию о строящемся здании (или сооружении). Это и его физические размеры, и характеристики используемых материалов, и способы размещения в пространстве, и даже цена всех используемых в строительстве компонентов — от арматуры до обоев (если речь о жилом доме) или отдельных болтов. 

Учет такой «семантики элементов» (да, именно так ее называют в BIM-моделировании) позволяет проектировать сооружение в целом, не тратя времени на сведение воедино изменений от каждой из подгрупп проектировщиков. Вы поменяли высоту каждого этажа? BIM-модель пересчитает изменения в количестве требующегося стройматериала каждого типа. Решили добавить эркеры по всему зданию? Вот смотрите, насколько изменится стоимость проекта — все ясно сразу, и поэтому не станет для вас неприятным сюрпризом.

С помощью BIM-технологий не только создают всю информационную модель будущего здания и автоматически корректируют связанные объекты сооружения при внесении изменений в один из них. Такие технологии позволяют заранее и в комплексе спрогнозировать все нюансы будущей эксплуатации объекта, его ремонта и даже сноса. Их изучением занимаются студенты магистерской программы Университета «МИСИС» «BIM-технологии в проектировании и строительстве». Для каждого магистранта формируется индивидуальная научно-образовательная траектория в соответствии с его интересами, исследовательской проблематикой, текущими проектами и грантами, и прямо с первого курса они привлекаются к работе над прикладными задачами, связанными с BIM-технологиями.

Важная особенность BIM-методов: рост безопасности при создании принципиально новых, «штучных» проектов. Именно здесь риски от недостаточной связности усилий проектировщиков максимальны — и именно здесь единая информационная модель проекта позволяет свести их к минимуму, координируя в одном месте усилия и архитекторов, и дорожников, и «сетевиков» с экологами.

Машины: заместить или лишиться

Не секрет, что самая критическая для страны часть импорта, который наша страна ранее осуществляла с Запада, это продукция машиностроения. И если для автомобилей в теории ничего не мешает заменить немецкие машины корейскими или даже китайскими, то в более «штучной» и менее массовой технике это, увы, не выход.

Нельзя просто прийти на рынок и купить там авиалайнер, который не содержал бы западных моторов или авионики — именно поэтому в России разрабатывается лайнер МС-21 со своими собственными моторами ПД-14, да и приборное оснащение этого самолета энергично заменяется на отечественное. В еще большей степени это верно для многих других специализированных машин. Станки с ЧПУ — особенно новые и сложные — и оснастка для них, мощные дизельные моторы для судов и военных кораблей — все это придется замещать вне зависимости от желания владельцев сохранить статус-кво. 

МС-21, российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт / ©Dmitry Terekhov

И даже не потому, что западные и японские судовладельческие компании отказываются перевозить российские грузы. Теоретически можно было бы перейти на услуги китайских морских перевозчиков (кстати, их доля в российских судоперевозках действительно возросла). Но есть нюанс: эти компании, даже если они используют китайские суда, ставят на них дизели, лицензии на которых куплены у западных стран. Даже если это решить, навигационное оборудование в них тоже сделано с использованием западных лицензий. При желании и их можно будет прижать «вторичными санкциями», наказывая тех, кто что-то возит для России.

Впрочем, конкретно с замещением в области судостроения все не так плохо. Россия еще до 2022 года научилась делать современные четвертькилометровые танкеры, крупнее стандарта «Афрамакс» (такие строит дальневосточная верфь «Роснефти»), и часть из них уже перешла на газовое топливо — значительно более дешевое, чем дизельное, да еще и меньше загрязняющее воздух. Конечно, двигатели надо будет со временем модифицировать; конечно, свои суда нужны и в секторе тех же контейнеровозов, но в целом эти задачи уже вполне ясно, как решать.

Выпускники магистратуры Университета науки и технологий «МИСИС» «Технологические машины градостроительного комплекса» будут заниматься реновацией и разработкой огромного количества технологических машин, позволяющих быстро и экономично строить городские сооружения, в основном под землей: станции метро, перегонные тоннели, коллекторные, железнодорожные, автомобильные тоннели и другие подземные объекты. Студенты магистратуры смогут работать с реальными исследовательскими проектами, решая ключевые задачи промышленных производств.

Cложнее решать вопросы в отраслях, где серии должны быть небольшими, а многие виды машин — сравнительно специализированными. Это и оборудование для пищевой промышленности, и машины строительно-дорожного комплекса, и многое другое. Часто даже при локализованном их производстве двигатели, трансмиссии или специализированные инструменты на этих машинах импортные, или используют все же те же западные лицензии. Все это предстоит заместить, что обещает беспрецедентно широкое поле деятельности для молодых российских инженеров и тех, кто на них сегодня еще только учится.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 13:48
Университет «Дубна»

В поле внимания ученых университета «Дубны» оказался Z-бозон — фундаментальная частица слабого взаимодействия. Они провели анализ различных вращательно инвариантных величин с помощью экспериментальных данных по рассеянию мезонов на фиксированной мишени из вольфрама. Результат анализа — их хорошая согласованность с теоретическими предсказаниями: качественно показано, что инварианты не изменяются при вращении системы отсчета, в которой рассеиваются частицы. Это значит, что такие инварианты можно с высокой точностью применять в будущих научных исследованиях, связанных с поиском новых частиц и проверкой теоретических моделей.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

82 Комментариев

-
0
+
Что ,разве против кайзеровской Германии и Третьего Рейха не вводили санкции?
Meth Orange
21.06.2022
-
11
+
Давно читаю Ваш паблик. Я из Украины. Понимаю, что у вас, в РФ, достаточно жёсткая цензура, вплоть до Оруэлла ("новояз", подмена понятий, специальная военная операция), но это уже совершенно за гранью. "За всю новейшую историю мир не видел ничего подобного тому вызову, с которым столкнулась Россия в 2022 году. Никогда еще не было случая, когда крупная страна в мирное время подвергалась бы настолько всеобъемлющей попытке торговой и экономической блокады со стороны сразу нескольких крупных экономических держав." Всегда считал, что наука, должна быть аполитичной (пожалуй, со мной не согласиться доктор Менгеле и его коллеги), но, Вы действительно не понимаете за что все эти санкции? Вы считаете нормальным, что в 2022 году, ядерная держава, нападает на другое, суверенное государство? Вам не кажется, что паблик плавно скатывается в пропаганду и поддержку всего происходящего?!
    Игорь
    21.06.2022
    -
    0
    +
    Про пропаганду что-то осмеливается говорить гражданин страны 404, где сдачу в плен свыше 2000 человек объявляют на голубом глазу "эвакуацией"?)) Так смешно мне не делали уже давно...)PS Ядерная держава сша постоянно нападает на другие суверенные государства (абсолютный чемпион по нападениям на другие суверенные страны), но вас это не удивляет и не возмущает. Украинский шакальчик табаки даже успел поучаствовать в очередной военной авантюре хозяина в Ираке...)
    +
      ещё комментарии
      Meth
      21.06.2022
      -
      2
      +
      Достаточно спорное заявление. Почему то, Вы, ставите знак равенства, между решением руководство страны и мнением каждого гражданина. Заметьте, я нигде не писал что "все граждане РФ виноваты в этой войне и она идёт с вашего молчаливого согласия". Мы сейчас говорим не про США и Ирак (действия которых, я тоже считаю, недопустимыми). Мы говорим, конкретно, про РФ и Украину. Вы видите на каком языке я пишу. Я из Одессы. Мы говорим, преимущественно, на русском языке, но мы не ждём "русского мира". Одесса это Украина. Пропаганда, льётся, с обеих сторон, другой вопрос, смотреть ли её. В данном комментарии, я говорил именно про "научный паблик", которым данный ресурс и является. И то, что с начала войны, ресурс всё больше демонстрирует, свою "не нейтральную" позицию. Одно дело, писать СВО, так как это по закону карается. Другое воспевать подвиги в боевых действиях против Украины и на санкции говорить "а нас за что?!". Эта война не принесёт вам славы. А лично Вам, Игорь, хочу сказать. Очень легко быть таким "острым на язык", когда это "где-то далеко". Вчера в Одессу было запущено, кажется, 10 крылатых ракет. Вы когда нибудь слышали их взрывы? А воздушную тревогу посреди ночи?
        Игорь
        21.06.2022
        -
        2
        +
        Во-первых хочу вас поблагодарить за вежливую и корректную манеру дискуссии. К сожалению, среди украинцев и им сочувствующих это большая редкость. Теперь по существу вашего комментария: 1) Военное вмешательство в дела суверенных государств - это, к сожалению, неотъемлемая часть нашей жизни. И делать вид, что это что-то неслыханное, по меньшей мере несерьезно. К тому же я никогда не видел НИ ОДНОГО слова осуждения многочисленных агрессий США со стороны украинцев. Более того, Украина даже охотно в некоторых из них участвовала. И даже в данном случае, я более чем уверен, если бы Украина выполнила минские соглашения, всей этой СВО бы не было. Не знаю, чего в отказе от их выполнения больше: глупого гонора или жесткого иностранного влияния, но факт остается фактом. 2) Пропаганда льется безусловно с обеих сторон. Но украинская пропаганда гораздо лживее и топорнее. Иначе как рассматривать сдачу в плен, которую на голубом глазу объявляют "операцией ГУР Украины" и "эвакуацией"??? Ну это же натуральное "дерьмо с лопаты" которым кормят украинцев. 3) Никто тут у нас не удивляется "нас за что?". Это больше похоже на позицию как раз Украины, которая свыше 7 лет убивала мирных жителей Донбасса, а теперь удивляется "а нас за що"? 4) Чисто по-человечески я вам сочувствую. Но надо понимать, что именно руководство Украины довело дело до такого печального исхода.
          Meth
          21.06.2022
          -
          3
          +
          Да, Ваша позиция, мне понятна. Пропаганда, это продолжение военных действий, в информационном пространстве. По поводу жителей Донбасса, поверьте, у нас, тоже, достаточно обсуждений на тему "война идёт с 2014 года, а не с 24 февраля". Насчёт политики и того куда она ведёт, тут сложно сказать, так как "простой обыватель" на политику влияет, не так сильно, как хотелось бы. Насчёт грубости и взаимных оскорблений. Да, действительно, такое бывает, и, к сожалению, не редко. Считаю, что конструктивный диалог, в любом случае лучше, даже с точки зрения информативности и скорости передачи информации.
        Иван
        21.06.2022
        -
        2
        +
        воспевать подвиги в боевых действиях против Украины
        Пример "воспевания подвигов" вот конкретно на этом ресурсе? Со ссылкой на статью и цитатой, чтоб знать о чем речь. Да идет рассказ о возможностях российского оружия, но в сравнении с тем как подобные новости подаются у вас это просто образец миролюбия. Нигде и ни разу не говорилось "новая вундервафля позволит убивать укронациков пачками" В вашей прессе подобные эпитеты сплошь и рядом.
          Meth
          21.06.2022
          -
          2
          +
          У меня нет ссылок "под рукой", дабы не быть голословным, Вы тоже не привели пример ни с одного значимого ресурса. По поводу "убивать нациков пачками", достаточно интересная риторика, учитывая "кто к кому приехал". Мне кажется, если пришли те, кого не звали, риторика вполне "в духе времени", хотя я и не разделяю, такие откровенно кровожадные заголовки наших СМИ.
      Иван
      31.12.2022
      -
      0
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        Игорь
        31.12.2022
        -
        0
        +
        они туда и не заходили и жители страны 404 не имеют к этому ни малейшего отношения именно поэтому капитуляцию страны 404 мы будем обсуждать не с клоуном зе, а с его хозяевами...)
          Affidavit
          01.01.2023
          -
          1
          +
          страны 404
          Та, что выступала на Олимпиаде без флага?
          мы будем обсуждать
          Ты будешь обсуждать только план побега за дешёвым пивасом со своими соседями по палате в дурке.
    Александр
    21.06.2022
    -
    -2
    +
    За гранью -- это когда человек знает, что Украина выступает транзитером нефти и газа из России в ЕС, принимая и перевозя товары "противника" и считает это полноценной войной. Полноценная война исключала бы такое рвзитие событий. А знаете почему Украина продолжает транзит, хотя без него она нанесла бы куда больший удар по российской экономике, чем любые санкции Запада? Да потому что если бы она его остановила, объявив реальную войну, то к ней бы быстро приехали с Запада. и объяснили, что воевать дальше придется на свои. Поскольку Украина этого не может -- война как таковая и не происходит. Война на Украине начнется только тогда, когда Украина ее объявит -- и остановит транзит нефти и газа. Вот только смелости на это у украинцев не хватит уже никогда. Почему и время мирное, да. Чтобы воевать, надо обладать а) суверенитетом а) желанием к полномасштабной войне Россия обладает первым, но не имеет второго. Украина имеет второе, но не имеет первого (удовлетворение западных стран для нее важнее ее собственных желаний). Пока все так и остается -- войны на Украине и нет. И да, не пишите больше "Давно читаю Ваш паблик.". Потому что любой. давно читающий NS как минимум знает, что это не "паблик".. Поэтому когда вы так пишите - то сразу выдаете, что не являетесь ни регулярным, ни хотя бы внимательным читателем NS.
    +
      ещё комментарии
      Meth
      21.06.2022
      -
      3
      +
      Ваше послание, очень интересно слушать. Особенно ту часть, где "каждый украинец несёт бремя ответственности за транзит газа и нефти", повторюсь это тоже самое, что обвинять каждого русского, во всех преступлениях, которые совершили ВС РФ, на территории Украины. Насчёт "паблик", смешно, что Вы придрались к терминологии, при том что у Вас в "нумерации", два пункта "а". Внимательно читать, перестал после 24.02, когда количество пропагандистских статей, начало стабильно повышаться. Уж простите, читать статьи которые воспевают технику страны, которая напала на мою страну, мне как-то не хочется. Ранее, да, читал именно как "паблик" в Телеграм.
        Александр
        21.06.2022
        -
        0
        +
        "Ваше послание, очень интересно слушать. Особенно ту часть, где "каждый украинец несёт бремя ответственности за транзит газа и нефти" Вы точно отвечали на мой комментарий? Или только на то, что увидели на его месте7 Справочно: в моем комментарии нет _ничего_ о том, что "каждый украинец несёт бремя ответственности за транзит газа и нефти". В нем есть только констатация того, что Украина не обладает суверенитетом -- поэтому не может объявлять войны, что, в частности, выражается в том, что она не может остановить транзит в западных интересах. И это означает, что войны нет. Потому что Россия полноценной войны не захотела, а Украина, в силу несуверенности, вообще на нее неспособна. Умирать в западных интересах -- это Украина может,, и, собственно, делает. Но воевать? Нет. Воюют толькло суверенные государства. А это не про Украину. "Насчёт "паблик", смешно, что Вы придрались к терминологии, при том что у Вас в "нумерации", два пункта "а"." Если вы не понимаете разницу между неверным выбором слова и опечаткой в одну букву -- то это не ко мне. Это в среднюю школу. "Ранее, да, читал именно как "паблик" в Телеграм." В телеграме не бывает пабликов. Не пытайтесь делать вид, что вы давний читатель: -- только еще сильнее показываете, что говорите неправду.
          Meth
          21.06.2022
          -
          3
          +
          Тут сложно что-то сказать, "пытаться делать вид", мне не нужно. Изначально, данный "паблик", я читал исключительно по тематике : физика, биология, химия. То что Вы решили "придираться к сообщению", переводит диалог в тупиковую плоскость, так как, на сколько я знаю, в орфографии, у меня ошибок нет, а подбирать термины, так, чтобы Вам было удобно, у меня нет ни времени, ни желания. По поводу, "не полноценной войны", очень интересное замечание. Возможно и так, только Вы подаёте "отсутствие полномасштабной войны", как "великую милость РФ", я же, вижу в этом, просто другую стратегию, не более.
      -
      2
      +
      По всем российским госканалам( а других и нет) патриоты-имперцы кричат с пеной у рта( бешенство похоже) что Запад извечный враг России и что они воюют не с Украиной, а с НАТО. Но почему-то не прекращают проклятым ворогам -супостатам продавать нефть и газ.
        Игорь
        21.06.2022
        -
        1
        +
        Какой изысканный слог: "с пеной у рта", "ворогам -супостатам") Впрочем все как обычно... Ума понять, что данная логика работает в обе стороны (светлые эльфы запада не хотят отказаться от поставок из Мордора), как всегда не хватает.
      Andrew
      10.06.2023
      -
      0
      +
      "Война на Украине начнется только тогда, когда Украина ее объявит -- и остановит транзит нефти и газа. Вот только смелости на это у украинцев не хватит уже никогда" Прошёл год, транзита почти нет...
    Иван
    21.06.2022
    -
    -1
    +
    Можно подумать вна Украине нет пропаганды и цензуры 😆 Я порой просматриваю ваши СМИ вот уж где адъ и скрежет зубовный. Понятное дело что конфликт с Россией для вас важнее всех остальных, но я уже запарился предъявлять список военных операций США верующим, что у нас одна Россия агрессор. Ну вот для справки карта военных конфликтов в мире прямо сейчас. https://kz.kursiv.media/2022-04-08/gde-eshhe-idut-vojny-v-mire-krome-ukrainy/
    +
      ещё комментарии
      Meth
      21.06.2022
      -
      0
      +
      Я не говорю что "кроме Украины в мире нет конфликтов" или "в Украине нет цензуры и СМИ говорят только правду". Изначальный посыл комментария, в том, что naked-science.ru, высказывает в данной статье, прямо в первом абзаце, искаженную реальность. Что "РФ душат санкциями, которые ничем не обоснованы. Это позиция никак не "нейтральная позиция, научного журнала".
        Иван
        21.06.2022
        -
        0
        +
        Приведите то место в тексте где сказано "ничем не обоснованы" Основной посыл статьи это импортозамещение, то есть как Россия будет с санкциями бороться и что должна для этого сделать. За покаянием на другие ресурсы. Я даже могу подсказать какие. Медуза или Новая газета вполне освоили этот формат. Муратов даже медальку продал.
          Meth
          21.06.2022
          -
          3
          +
          "За всю новейшую историю мир не видел ничего подобного тому вызову, с которым столкнулась Россия в 2022 году. Никогда еще не было случая, когда крупная страна в мирное время подвергалась бы настолько всеобъемлющей попытке торговой и экономической блокады со стороны сразу нескольких крупных экономических держав." Какое же это "мирное" время, когда РФ напала на Украину? Чьи танки? Чьи ракеты? Я понимаю, что Вы воспринимаете всё как в "1984", потому что в нём живёте, но на столько не читать комментарии, на которые Вы же отвечаете, это странно.
    Иван
    21.06.2022
    -
    0
    +
    подмена понятий, специальная военная операция
    Хотите статейку в Нью-Йорк Таймс о подмене понятий в США? Как раз вчера подвернулась. Да никто сейчас войны не ведет. У всех "спецоперации" У вас кстати тоже антитеррористическая операция была, а не гражданская война. И сплошь рядом утверждалось, что в Донбассе украинцев нет, одни переодетые россияне 🙄 https://www.nytimes.com/2022/06/20/opinion/international-world/ukraine-war-america.html ?action=click&module=Well&pgtype=Homepage&section=Opinion
    +
      ещё комментарии
      Meth
      21.06.2022
      -
      2
      +
      Опять же, вернёмся к тому с чего начинали если США так себя ведёт, и это плохо, не значит что если РФ себя так будет вести это не будет плохо. Приводить пример количество войн, которые развязало США "жиденький аргумент", в споре с жителем страны, на которую напало РФ. Одно не отменяет другого. США и ЕС, мне лично, не нравятся, и я туда не хочу, но в РФ, я хочу ещё меньше. Но, не стоит выдавать решения правительства, за решения всего народа. Иначе, проводя параллель, модно также сказать, что "все русские в ответе за все военные преступления на территории Украины". Я не согласен, с этим высказыванием, но Вы, как я вижу, это не понимаете.
        Иван
        21.06.2022
        -
        0
        +
        Это вы чего-то не понимаете. Я вас попросил указать конкретные примеры "воспевания подвигов" и "санкции ничем не обоснованы" В первом случае вы заявили "у меня нет под рукой" во втором занялись подменой понятий. Потому что так и не смогли показать, то место в статье, где говорится о необоснованности санкций. Поясняю - "беспрецедентный масштаб" не равно "ничем не обоснованы" И насчет "настолько не читать коменты на которые отвечаете" поройтесь у себя в глазу - бревно там не завалялось?
          Meth
          21.06.2022
          -
          2
          +
          Я долго не мог понять, почему мы, как будто, "на разных языках говорим", хотя пишу я, на русском языке. А дело оказывается просто, если раньше писали "опровержения", на ошибки в статьях, то теперь, их "подтирают", находу. И получается, что я прочел первую версию, на неё и ответил, а Вы уже вторую и мы говорим о разных статьях. Вот Вам скрин. "Врезалось" слово "мирное время", что никак не получается применить к ситуации, когда одна страна вторгается войсками, на территорию другой страны.
            Meth
            21.06.2022
            -
            2
            +
            Отдельно хотел добавить интересную тенденцию. Я, на сколько помню, на личности не переходил и до оскорблений не опускался. Интересно, что как раз, все комментаторы со стороны РФ, позволяют себе оскорбительно уничижительное обращение. Собственно, это, в первую очередь, показывает вас, не с лучшей стороны.
              Иван
              21.06.2022
              -
              0
              +
              А что именно вы посчитали оскорблением? Только с примерами а не как всегда. Так для справки "подмена понятий" не является оскорблением особенно если вы действительно ею занимаетесь.
                Meth
                21.06.2022
                -
                2
                +
                В первую очередь, "переход на личности", с Вашей стороны. Если глобально о статье, то фразу про "мирное время". Складывается ощущение, что в РФ нет понимания, что санкции неразрывно связаны с СВО и 2014 годом. Исходя из комментариев граждан РФ, складывается впечатление что "ну да, мы напали на Украину, чтобы избавит её от нацизма", и "а злой запад давит нас санкциями". Очень странная риторика.
                Иван
                21.06.2022
                -
                0
                +
                Я вот вижу что вы не сумев привести ни примеров ни аргументов пытаетесь заболтать дискуссию, наполнив ее своими фантазиями и впечатлениями. Такой разговор мне не интересен.
                Meth
                21.06.2022
                -
                2
                +
                Примеров "переходов на личности"? Ссылаться на "бревно в глазу". Пример "подмены понятий"? С него мой комментарий изначально и появился. Сама аргументация что "РФ ничего плохого не сделала" это огромная ложь и "подмена понятий", что если "там нацисты, мы имеем право". Боюсь, что "интерес к диалогу", пропал у Вас, так как тут парировать нечем. Сложно отрицать факт нападения РФ на Украину, как и найти этому, сколько нибудь нормальное объяснение. Гитлер, тоже, говорил о том, что "СССР вот вот нападёт, потому мы защищаемся".
            Иван
            21.06.2022
            -
            1
            +
            Да прочел я вашу версию и даже скрин с нее привел ))
        Иван
        21.06.2022
        -
        0
        +
        но в РФ, я хочу ещё меньше
        Вы сильно удивитесь если я скажу что видеть вас в составе РФ я хочу еще меньше? Вот нафиг вы мне все не упали🙄 И нисколько не радует что дошло до "спецоперации" Но похоже нет другого способа. Пока ваше правительство держало себя в руках - занималось умеренной русофобией, да газ слегка приворовывало, никто вас спецоперировать не собирался. 23 года жили бок о бок и даже сотрудничали.
          Meth
          21.06.2022
          -
          3
          +
          Интересно у Вас построен слог, говорите, обобщенно, как от лица "все страны" и обращаетесь ко мне, как будто я и есть "вся страна". Я просто гражданин и у меня есть своя позиция, которая, далеко не во всём, совпадает в официальной позицией. Русофобией я не занимался. Вас лично или Ваших сограждан не оскорблял. Если обобщать, да, есть вещи, с которыми я не согласен, НО я не могу отрицать одно: "РФ напала на Украину". То что, в РФ, имеет место "подмена понятий" и это называется СВО, это одно, но то, что вводить войска, на территорию другого государства и называть это "нормальным", это совсем другое. В этом нет ничего нормального. Не нужно мне приводить пример США, не нужно говорить "РФ не делает ковровые бомбардировки, как делало США в Югославии", это всё, очень "жиденькие" оправдания, которые разбиваются вдребезги об один простой факт. "РФ напало на Украину"
            Игорь
            21.06.2022
            -
            -2
            +
            Вот еще один простой факт: Украина свыше 7 лет бомбит и обстреливает Донбасс. Тысячи погибших мирных граждан.
              Meth
              21.06.2022
              -
              2
              +
              Да, это непростая тема. Что не отменяет того, что РФ не имела никакого права вторгаться на территорию Украины и это нечем оправдать. За "тысячи жителей Донбасса", теперь РФ убивает десятки тысяч жителей Украины.
                Игорь
                21.06.2022
                -
                0
                +
                Государство, убивающее своих мирных жителей-вполне легитимный повод для вмешательства. Что и происходило в истории человечества много раз. А сейчас нет никаких "десятков тысяч погибших жителей". ООН насчитала 3,1 тыс. Это пока что даже меньше, чем украина убила на Донбассе. А было бы вообще мизер, если бы горе-укровояки не прятались в городах, за спинами мирных жителей.
                Meth
                22.06.2022
                -
                1
                +
                Хм... В таком случае, в Первую и Вторую Чеченские войны, было вполне нормально ввести войска НАТО и помочь жителям Чечни защититься от геноцида, со стороны русских?
                Игорь
                22.06.2022
                -
                0
                +
                Все правильно. США и НАТО вводили свои войска для защиты сепаратистов в Югославии, Сирии, Ливии, Ираке. Просто Россия, даже в 1990е была им не по зубам. Ввести хотелось, но не моглось...)
                Affidavit
                31.12.2022
                -
                0
                +
                США и НАТО вводили свои войска для защиты сепаратистов в Югославии, Сирии, Ливии, Ираке
                Как часто они тебе вводили?
                Affidavit
                19.10.2022
                -
                2
                +
                помочь жителям Чечни защититься от геноцида, со стороны русских
                Вообще-то ночхи геноцидили русских, а не наоборот.
                Александр
                21.06.2022
                -
                1
                +
                Если рассуждать по вашей методике, то СССР не имел никакого права вторгаться на территорию Японии, и это нечем оправдать. Да десять тысяч погибших советских граждан японцы заплатили десятками тысяч своих убитых. И если украинцы убили массу мирных граждан Донбасса, то японцы не убили ни одного мирного жителя СССР, Но, разумеется, в реальной жизни все ровно наоборот. Государства типа Японии Второй мировой или Украины, в том виде, в котором она существовала в 2014-2022 годах, не имеют права на существования -- слишком уж велики их преступления. Поэтому наблюдаемый нами конец современной Украины вполне закономерен -- равно как и капитуляция Японии в 45-м.
                Meth
                25.06.2022
                -
                1
                +
                А кто оправдывает вторжение СССР в Манчжурию? Возможно, это только у Вас такое видинье, и отсутствие "критического мышления". Это была, как раз агрессия СССР, которую, оправдали "союзническими обязательствами", но тем не менее, агрессия, против другого государства. То что, основная позиция в РФ "деды воевали" и "не шатайте скрепы", это конечно хорошо, вот только, украинцев в РККА, было не меньше, чем русских и мы прекрасно помним и чтим их память. А ещё, мы помним, за что они воевали "за то, чтобы войны больше не было", а вот вы, кажется, забыли.
                Andrew
                10.06.2023
                -
                0
                +
                И тут прошёл почти год... Мы всё ещё не имеем права на существование?
            Affidavit
            19.10.2022
            -
            1
            +
            Русофобией я не занимался.
            Нежелание прислуживать корявому режиму и есть русофобия™. Ведь с точки зрения наzистов именно корявый режим и является Россией.
          Andrew
          10.06.2023
          -
          0
          +
          Вам новую арифметику завезли? Или вы и далёкого будущего пишете?
    Affidavit
    19.10.2022
    -
    0
    +
    со мной не согласиться доктор Менгеле
    А при чём тут этот живорез? Он занимался совсем не пропагандой. Или вы попутали его с доктором филологии Гёббельсом?
    Вы считаете нормальным, что в 2022 году, ядерная держава, нападает на другое, суверенное государство?
    Вас уже прокомментировали три представителя известной политической ориентации, якобы запрещённой в России. Они не составляют большинства даже среди читателей этого сайта, но они громогласны, хамовиты и пользуются поддержкой администрации. Один так вообще выкладывает свои пропагандистские опусы каждые пару-тройку дней, если не чаще.
"...оказался на довольно крупном рынке в роли фактически единственного игрока". Очень смелое и, главное ничем не подтвержденное заявление по поводу ВКС в России.
M Molodan
17.06.2022
-
6
+
«Нынешняя экономическая блокада подразумевает не только запрет на ввоз товаров, сделанных в западных странах, — в конце концов формально к санкциям присоединились только они да некоторое количество их азиатских союзников. Заметим, что 85% населения мира живет там, где никто против России санкций не вводил, однако и отсюда многие товары в нашу страну уже не идут...» Изучением влияние количества населения в Чёрной Африки на уровень технологического развития, раскрытием потенциала перенаселённых фавел Южноамериканских городов в глобальных цепочках добавленной стоимости, заняты студенты магистерской программы Университета «МИСИС» «Who are you to fucking lecture me?». Студенты этой программы участвуют в экспериментах, проводимых в рамках перевода двигателей на нормы «Евро-0», освоения опыта Чучхе. Они получают возможность не только углубить свои теоретические знания в sanctions science или отточить навыки решения перепродажи краденого металла и зерна, но и познакомиться с особенностями правового регулирования в области теории авторского права «Синий Ёжик», а также с методологией и трендами развития импортозамещения как самостоятельного научного направления.
    Александр
    17.06.2022
    -
    0
    +
    "Изучением влияние количества населения в Чёрной Африки на уровень технологического развития, раскрытием потенциала перенаселённых фавел Южноамериканских городов " Действительно, какой уровень технологического развития может быть у неприсоединившегося к санкциям Китая? Там же даже белых людей нет. А без белых людей, как знает каждый, технологии невозможны. Не то что полеты в космос, но даже и выпуск туалетной бумаги. И, как нам в начале марта 2022 года еще объяснили, даже выпуск бумаги офисной. Правда же?
    +
      ещё комментарии
      M
      M
      17.06.2022
      -
      2
      +
      Правда же?
      Не совсем.Если вы берётесь писать на экономические темы (а не на демографические), тогда масштаб явления лучше измерять не в населении, а в деньгах. В ВВП, например. А лучше в долях мирового ВВП. Тогда бы у вас получилось что-то вроде "...к санкциям присоединились только они да некоторое количество их азиатских приспешников. Заметим, что 36% мирового ВВП приходится на страны, которые напрямую против России санкций не вводили...». Улавливаете? 85% и 36%
        Александр
        18.06.2022
        -
        0
        +
        Измерять технологии в деньгах -- это идея такой же "обоснованности", как измерять их в белых людях.По ней шаттлы много технологичнее фальконов и старшипов. А Pz.IV в разы технологичнее Т-34. Но в реальной жизни танкист Pz.IV вращал башней вручную, танк его жрал в разы больше топлива, имел в разы меньшую дальность хода, меньше брони и хуже пушку. Что наглядно иллюстрирует бессмысленность измерения технологий в деньгах.
    Семен
    20.06.2022
    -
    2
    +
    освоения опыта Чучхе
    да уж опыт чучхе слезы иногда вызывает. Где-то на коммерсанте еще "до" была статья, где сравнивался средний рост граждан Южной Кореи и северной. На 10 см меньше рост приверженцев чучхе - северян, по сравнению с глобализированными южанами. Недоедают видимо северяне-то... Да я знаю и в Южной Корее не все гладко было после раздела, причем долгое время, и до сих пор там тысяч 50 вояк США стоят. Не нужно мне это объяснять. Да и сейчас не все шоколадно в ЮК. даже достаточно последние худ фильмы глянуть, снятыми ими же самими - "Пылающий", например, или "Паразиты". Люди в подвалах у них живут. Но хотя бы кушают досыта.
-
9
+
Технологически страна с населением меньше 200 млн человек может сделать практически все, так как теоретически можно выучить 1 млн работоспособных конструкторов и инженеров. Проблема в том, что это -- экономический маразм, так как окупается работа только на глобальный рынок. Даже КНР не смогла бы импортно-заместиться, хотя имеет население на порядок больше, чем в РФ.
    Krosol
    17.06.2022
    -
    3
    +
    Выучить? Это нужно было делать уже давно. 6 лет выучить. Потом сколько лет на приобретение навыков, способностей, хватки, сноровки. Сколько лет пройдет? И давайте вспомним какими были телефоны еще лет 10 назад? Да что там телефоны. Помнится флэшка на 1 гиг было ого чем. Технологии развиваются очень быстро. Будем надеяться, что из этого 1 млн конструкторов, будет хотя бы 10 уникумов. Но им еще придется победить нашу бюрократию.
    Толстый
    18.06.2022
    -
    1
    +
    Так ведь те же микропроцессоры можно продавать в Индию, КНР, в Африку и в арабские страны. Довольно глобальный рынок получается.
    +
      ещё комментарии
      Affidavit
      18.06.2022
      -
      4
      +
      Осталось только сделать эти микропроцессоры.
        Толстый
        18.06.2022
        -
        1
        +
        А что их делать. Лет 20-30 при нормальной политической системе - и вуаля.
          Семен
          20.06.2022
          -
          4
          +
          Угу-м. Китайцы (я надеюсь, устойчивость их политсистемы вас устраивает, как и широта карманов ?) барахтаются с посконными, кондовыми и домоткаными, но своими, кошерными (конфуцианскими ?), процами уже лет 15. Рез-т очень интересен. Первые 10-30 % пути проделываются быстро, на лету. Вторые 20-30 - уже значительно тяжелее. Последние 10% пути, когда уже можно подобраться к ведущим игрокам - невероятно сложны, трудны, и затратны, причем деньги - это даже не проблема, основные проблемы в головах, в руках, в связках цепочек. в глобальной кооперации и сотрудничестве. С чем у наших больших и гордых соседей большие проблемы, они к своим "домотканым" достижениях и находкам на пушечный выстрел никого не подпустят. Отчего и проблемы. Не умеют они так работать, чтобы в партнерах видеть партнеров, а не врагов. Но это и не только их особенность, а и (пост)совка в целом всего. Ну и до кучи. Умеете вы на ровном месте нагрести себе кучу проблем. Кто сбил малайзийский боинг с гражданами Нидерландов, Пушкин? Вы в курсе, что Нидерланды - ведущий производитель станков для печати процов? С 2014 года никто в РФ не поставляет ни станки для печати процов, да и текущие никто не обслуживает и не обновляет прошивки. А как без этого хотя бы поддерживать (не о говоря уже о наращивать или уменьшать нанометрию) выпуск (даже тот что есть) - никто не знает.
          Александр
          20.06.2022
          -
          -1
          +
          Вы точно уверены, что в КНР нормальная политическая система (процессоры же там есть)? Или под нормальной вы имеете в виду любую, которая работает?
            -
            0
            +
            Какие есть процессоры? Они там тем более содранные. То есть на ненормальной политической системе процессоры не растут
              Александр
              21.06.2022
              -
              0
              +
              Простите, ваш комментарий показывает слишком высокий уровень неосведомленности по теме, чтобы на него имело смысл отвечать. Loongson 3 5000 и проч. нельзя "содрать", потому что такой архитектуры за пределами Китая никогда не было и нет.
                -
                1
                +
                Ну конечно нет. MIPS же в Китае разработали. Не растет процессорный бамбук на традиционной антиамериканской почве. В Тайване вот растет, Потому что там почва удобренная американскими ценностями.
                Александр
                21.06.2022
                -
                0
                +
                Если вы не в состоянии понять, что МИПС -- это не конкретный процессор, и даже не архитектура конкретного процессора, то зачем беретесь комментировать?
                -
                0
                +
                Я в курсе что это. Притом что и оборудование и архитектура были опять же импортированы в Китай. Ничего своего там не было да и нет особо.
                Александр
                21.06.2022
                -
                0
                +
                Нет, вы не в курсе. Иначе бы вам в голову не пришло делать вывод о "ничего своего там не было". МИПС процессоров куча. И они все разные, очень сильно. И оборудование там далеко не только импортное. Поэтому не тратьте чужое время -- не пишите о слабо знакомой вам теме.
    victor
    19.10.2022
    -
    1
    +
    Хоть один разумный комментарий) Все разобьётся об экономическую целесообразность это 100%. Рынок сегодня глобальный, и ничего с этим не поделать Локально можно производить сыр и вино, можно туризм продавать. Можно молоток импортозаместить. Микроэлектронику не заметить никак. Даже теоретически. Даже скопировать не получится. Пс статья популистская немного, про судоходство полный бред. По остальным отраслям не силен
Gleb Shevchenko
17.06.2022
-
15
+
"...когда крупная страна в мирное время..." Это сейчас мирное время?
    Affidavit
    19.10.2022
    -
    1
    +
    Это сейчас мирное время?
    Было. Пока одна страна не напала на своего соседа.
    +
      ещё комментарии
      Игорь
      19.10.2022
      -
      1
      +
      Это ты про сша и гренаду? Или панаму?)
        Affidavit
        19.10.2022
        -
        0
        +
        На самом деле Святое Царство Добра и Света напало на Украину. США же нападают только на профессиональных жертв США. Причём нападают подло, исподтишка — заочно внедряют вам под хвост демократию, калибром как минимум шесть-восемь дюймов, обильно смазав оную сарептской горчицей.
-
2
+
Риторические вопросы такие риторические...
-
3
+
Так там написано же сразу, что это "партнёрский материал". МИСИС абитуриентов зазывает.
-
7
+
Большие сумления у меня, что через полгода-год вообще будут использовать такие слова, как "абитуриент", "институт", и т.д. Основной дискурс публичного поля будет вертеться вокруг слов "раздача еды", "посадка картофеля", "перешивка одежды", "глубокий ремонт с даунгрейдом", "радикальное упрощение", и т.д. Классик рус лит-ры М.Е. Салтыко-Щедрин примерно похожую ситуацию описывал в сказке "Дикий помещик".
Давайте заключим праи: если так через полгода будет, то я вам 500 долларов, а если не будет -- вы мне? Или сами понимаете, что так в России не будет, и сказали то, что сказали просто так?
Boris Poff
28.09.2022
-
1
+
Тем временем, на границе с Грузией. https://youtu.be/G9bqKEbBSv0 Надо отметить, что ваш тезис выглядит более убедительно в сентябре 2022 года, чем господина Березина
Так как там у вас, в параллельном мире, господин дикий помещик? В России уже не используются слова "институт"? И чем вы объясняете рост доходов населения и ВВП в ней, если не секрет?
Andrew Voxel
10.06.2023
-
0
+
В июне 2023 ещё более.
Да, наличие в России самого быстрого за последние 10 лет экономического роста (и такого же роста медианной з/п после учета инфляции) неплохо иллюстрирует "тезис" выше.

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: