02.09.2016
Редакция Naked Science

Высокоскоростное фотографирование процесса чихания позволит снизить распространение болезней

Группа исследователей из MIT использовала высокоскоростную визуализацию чихания человека для изучения динамики распространения опасных соединений, что в перспективе позволит найти новые способы сокращения распространения болезней.

В течение почти десятилетия группа исследователей из MIT стремится понять гидродинамику процесса передачи болезней. За последние несколько лет исследований удалось раскрыть некоторые подробности процесса чихания, которые позволяют разрабатывать более эффективные способы борьбы с болезнями. В 2014 году команда исследователей обнаружила, что через процесс чихания передается в 200 раз больше невидимых опасных частиц, чем считалось ранее.

В этом году исследователи провели новые эксперименты с помощью специальных высокоскоростных монохромных камер, перед которыми команда размещала человека на черном фоне, провоцируя его чихание, чтобы заснять мельчайшие подробности этого процесса.

Фотография процесса чихания / lbourouiba.mit.edu

В результате исследователям удалось обнаружить несколько новых деталей чихания, которые показывают, что данный процесс является более сложным, чем считалось ранее. Например, было установлено, что диапазон размеров распространяющихся капель и соединений намного больше, чем ожидалось, а движения жидкостей, вылетающих из рта человека при чихании, имеют несколько интересных закономерностей.

Кроме того, исследователи заметили, что мельчайшие соединения и капли остаются в воздухе даже спустя несколько минут после чихания. Это говорит о том, что человек, чихнувший один раз в небольшой комнате, способен заразить всех людей, находящихся в ней.

Как говорят исследователи, данный эксперимент открывает ряд новых способов, которые в перспективе помогут сделать борьбу с распространением болезней более эффективной.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.