• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
1 декабря, 13:07
Александр Березин
34
2,6 тыс

В Институте космических исследований РАН предложили отказаться от полетов на Марс

❋ 4.7

Заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов написал статью о необходимости воздерживаться от пилотируемых полетов на Марс. Вместо этого он предложил изучать Луну. Но часть причин, которыми Митрофанов мотивировал такой «лунный уклон», расходится с последними научными теориями о природе земного спутника.

Пилотируемая экспедиция к Марсу неизбежно даст астронавтам карантин длиной больше года. Несмотря на это, в Институте космических исследований посчитали такой полет опасным для Земли / © scitechdaily.com, J. Bolton

В юбилейном номере журнала «Земля и Вселенная», посвященном 60-летию образования Института космических исследований РАН, один из его наиболее известных сотрудников, Игорь Митрофанов, опубликовал статью об истории и перспективах изучения Марса. В ней он высказал ранее несвойственный для российских ученых тезис. По его мнению, пока не будет решен вопрос о существовании или отсутствии на Марсе жизни, марсианские пилотируемые экспедиции опасны. Они могут вызвать на Земле эпидемию, и поэтому от них надо воздержаться.

Сама возможность существования жизни на четвертой планете с точки зрения современной науки довольно значима. Наличие у поверхности Марса (но не в атмосферном столбе в целом) периодически возникающего (в теплое время года) и исчезающего (в холодное) метана и кислорода действительно непросто объяснить без гипотезы о наличии там простейшей жизни.

Абиотические процессы с такой же картиной выброса газов на Земле неизвестны, хотя марсианская геология может, разумеется, иметь и такие процессы, которые на нашей планете не представлены. Поэтому на первый взгляд тезис о биологической угрозе с Марса логичен. Митрофанов ссылается на голливудский фильм 2017 года «Живое» как на популярную иллюстрацию внеземной биоугрозы.

Ученый отметил, что формально марсианская биоугроза могла попасть на Землю и без межпланетных путешествий, однако, аргументировал он, метеоритная доставка намного менее вероятна. Во-первых, метеорит образовался при сильном ударе, снижающем вероятность выживания чужой жизни. Во-вторых, во время долгого перелета он стерилизован космической радиацией. В-третьих, его прибытие на Землю также сопровождалось разогревом и фрагментацией. На космическом корабле всего этого не будет.

Вместо Марса Митрофанов предложил осваивать Луну. Из текста статьи следует, что исследователь не видит там биологическую угрозу. «В обозримой перспективе наш естественный спутник станет единственным небесным объектом, для которого его изучение будет сопровождаться долгосрочным освоением», — заключил он. Селена, по его мнению, превратится в своего рода внеземной континент человечества.

Можно предположить, что если бы западные ученые ознакомились с тезисами этой статьи, они вызвали бы определенную дискуссию. На сегодня известно, что земные микробы в лабораториях вполне переживают перегрузки при столкновениях на скоростях в несколько километров в секунду. То есть при выбитии материала из четвертой планеты и его падении на нашу микробы не испытывают ничего, что не были бы способны перенести. Их устойчивость к космической радиации достаточно велика для выживания спор бактерий даже на поверхности МКС. Внутри крупных метеоритов, чья порода поглощает космические лучи, она явно будет еще выше.

Согласно научным работам, на Землю каждый год падает порядка 500 килограмм марсианских метеоритов, то есть за время существования рода Homo сюда доставлен уже миллион тонн материалов с Марса. Очевидно, что доставка марсианского грунта пилотируемыми экспедициями в обозримой перспективе не сможет даже приблизиться к этой цифре.

Другая проблема: по последним научным данным Луна тоже может располагать линзами жидкой воды под слоем приполярной вечной мерзлоты. Некоторые ученые уже отмечали, что наиболее вероятный путь формирования земного спутника — из выбитого с Земли же материала. В этом случае в подледных линзах с водой тоже может быть микробная жизнь.

Непонятно, почему Селену в этом случае осваивать безопасно, а Марс — нет. Не совсем ясен и тезис Митрофанова о том, что Луну будут колонизировать, а четвертую планету нет. Дело в том, что на нашем спутнике сила тяжести кратно ниже марсианской, а именно недостаточная нагрузка от микрогравитации (а вовсе не радиация) — главный ограничитель пребывания человека во внеземных условиях.

Наконец, неочевиден сам тезис о внеземной биологической угрозе. В земной истории практически все известные эпидемии пришли из самых теплых мест планеты. Даже сибирская язва, вопреки названию, возникла в Африке, как и малярия или желтая лихорадка. Чума, оспа, грипп, коронавирус, тиф — все эти болезни вышли из зон теплее Москвы. Это не случайность: биоразнообразие на Земле высоко только в теплых ее зонах, поэтому, например, Россия по биоразнообразию уступает крошечной Коста-Рике. Марс, с его средней температурой как у центральной Антарктиды, не может иметь существенное разнообразие видов.

Между тем, чтобы инфицировать кого-то, микроорганизм должен прикрепиться к клеточной стенке организма жертвы. Это значит, что если вокруг него не было множества организмов, похожих на земные, то он просто биохимически не сможет прикрепиться к человеку или другим существам с нашей планеты. Как марсианский или лунный микроорганизм при этом сможет вызвать здесь эпидемию — с биологической точки зрения неясно.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
3 декабря, 11:53
Максим Абдулаев

Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.

4 декабря, 11:13
Редакция Naked Science

На федеральной территории «Сириус» 26-28 ноября 2025 года прошел юбилейный V Конгресс молодых ученых, продемонстрировавший результаты пятилетней работы. Этот Конгресс стал самым масштабным за всю историю. За пять лет в три раза увеличилось число участников конгресса, а количество стран-участниц выросло в четыре раза.

4 декабря, 10:27
Редакция Naked Science

В этом квизе нет правильных и неправильных ответов. Все варианты имеют право на существование. Выбор отражает личные или социальные приоритеты. Поскольку такие вопросы часто завязаны на эмоции и смутные ощущения, мы избегаем диктовать правильные ответы, но показываем, что атомная отрасль имеет проекты, соответствующие разным интенциям. Итогом квиза будет рекомендация, в создании какого типа инновационных реакторов было бы оптимально работать участнику опроса с учетом его предпочтений и склонностей. Это позволит ему соотнести и ассоциировать себя с атомными проектами.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

3 декабря, 11:53
Максим Абдулаев

Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

20 ноября, 13:12
Полина Меньшова

Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.

[miniorange_social_login]

Комментарии

34 Комментариев
nemoXX
2 дня назад
-
0
+
Причина озабоченности "марсианской эпидемией", скорее всего, земная. Россия может надеяться послать космонавта на Луну на китайской ракете, но до Марса ей не добраться. Значит, нужно сеять сомнения и искать союзников, способных тормозить освоение Марса другими.
    -
    0
    +
    nemoXX, " Россия может надеяться послать космонавта на Луну на китайской ракете" Небольшой инсайд: Россия не может надеяться послать космонавта на Луну на китайской ракете, т.к. в ее целеполагании она, хотя и в 2030-х, пошлет туда космонавтов на своих ракетах. "но до Марса ей не добраться" Небольшая техническая справка: для постоянной базы на Луне, которую продвигает статья Митрофанова, нужен носитель совершенно того же класса, что и для доставки человека на Марс.
    +
      ещё комментарии
      nemoXX
      2 дня назад
      -
      0
      +
      Александр, Однако, версия рос. сми иная и выглядит правдоподобнее. Россия в рамках рос-китайской лунной программы поставит реактор для лунной базы. А Китай отвезет туда русских космонавтов. Пока "носителей того же класса" у России нет ни для Луны, ни для Марса. Лунный флаговтык и сбор камней при большом напряжении сил и разорении населения - еще возможен, а целенаправленное и долговременное освоение Луны и тем более, Марса - не реальны.
        Александр Березин
        5 часов назад
        -
        0
        +
        nemoXX, " Однако, версия рос. сми иная и выглядит правдоподобнее. Россия в рамках рос-китайской лунной программы поставит реактор для лунной базы." Такой версии российских СМИ не существует, поскольку российские СМИ никогда никаких версий на эту тему не формулировали. Российские СМИ публиковали отдельные цитаты из отдельных представителей российских космической отрасли, из которых некоторые, включая вас, сделали такие выводы. Но сама российская космическая отрасль делает, конечно, совсем другие выводы. "Пока "носителей того же класса" у России нет ни для Луны, ни для Марса." Еще раз повторяю: для строительства на Луне базы и для полетов на Марс нужен носитель одного класса. Если их сделать разными, то база на Луне будет золотой в пересчете на цену килограмма, т.е. на это никто не пойдет. "Лунный флаговтык и сбор камней при большом напряжении сил и разорении населения - еще возможен, а целенаправленное и долговременное освоение Луны и тем более, Марса - не реальны." Еще раз повторяю: планы на лунный флаговтык и сбор камней не входит в обсуждаемые выше предложения Митрофанова совсем никак. Туда входит постоянная лунная база. Которая требует ровно того же класса носителей, что и высадка на Марсе.
      Иван Колупаев
      6 часов назад
      -
      0
      +
      Александр, запас воды, еды, кислорода на полгода для полета на Марс предлагаете запихать в "носитель того же класса" что и для флаговтыка в Луну? Для полета автоматической станции нет большой разницы, согласен. А для пилота очень даже есть. И пить и дышать.
        Александр Березин
        5 часов назад
        -
        0
        +
        Иван, запас воды, еды и кислорода на полгода для полета на Марс весит меньше, чем нагрузка корабля, нужного для обеспечения постройки базы на Луне. Поэтому я не предлагаю. Я знаю, что тут нужен носитель того же класса. Только не для флаговтыка в Луну, как написали вы, а для строительства там базы, о которой пишет Митрофанов и я в том моем комментарии, на который вы ответили.
          Иван Колупаев
          4 часа назад
          -
          0
          +
          Александр, ни для той ни для другой ситуации носителей у России все равно нет, так что сравнение одного нуля с другим не имеет особого смысла. Даже флаговтык под большим сомнением после "успеха" посадки в Луну автоматической станции.
            -
            0
            +
            Иван, "Александр, ни для той ни для другой ситуации носителей у России все равно нет" А выше я где-то сказал, что есть? Сказал я совсем другое: вариант космической программы, за который выступает Митрофанов в обсуждаемой статье требует того же класса носителей, что и для отправки людей на Марс. И это так. "Даже флаговтык под большим сомнением после "успеха" посадки в Луну автоматической станции." Ну, это он у вас под сомнением. У меня ситуация другая. У меня нет вопросов о том, может ли Россия высадить человека на Луну или нет. У меня есть сомнения, что она это сделает в ближайшие 10 лет. А это совсем другая история.
              Иван Колупаев
              3 часа назад
              -
              0
              +
              Александр, события с горизонтом в 20-30 лет очень легко прогнозировать - до срока еще не каждый доживет, а из тех кто сумеет мало кто вспомнит о прогнозе. Вот сам Митрофанов может и не успеть (ему сейчас глубоко за 70). Ну разве что Росатом научится делать из людей аксолотля.
Коля
3 дня назад
-
0
+
Какая колонизация других планет, Земля скоро начнёт вымирать. Население сокращается везде на Западе, включая даже Китай, Корею, Японию. На Земле полно мест для жизни, а если мало суши, то города можно строить в Антарктиде или на дне океана. Уж куда лучше, дешевле и безопаснее, чем на Марсе или Титане.
Invar Rees
3 дня назад
-
0
+
Я думаю, что кого-то важного осенило, что американцы или китайцы окажутся на Марсе быстрее Роскосмосса. Придется оправдываться за отставание от лидеров космической гонки несмотря на годы великих свершений и прорывов. Поэтому начинается обработка общественного мнения с целью убедить общество в ненужности пилотируемых полетов на Марс. Проблема возможной экзопланетой инфекции решается карантином на орбитальной станции.
    -
    -1
    +
    Invar, если бы дело было в этом, в статье по ссылке не обосновывалась бы необходимость строительства базы на Луне. Флаговтык на Марсе технически не сложнее базы на Луне.
    +
      ещё комментарии
      Invar Rees
      2 дня назад
      -
      1
      +
      Александр, спорить не буду, время покажет
      Myname Mysurname
      2 дня назад
      -
      0
      +
      Александр, если сказать, что Россия и на Луну-то не способна доставить космонавта, то будет совсем нехорошо -- причём, что важно, и в глазах начальства тоже. Поэтому космонавта на Луну посылать нужно. А поскольку космонавта на Луну послать не можем, то нужно выдвинуть такую лунную программу, которую можно делать сколь угодно долго без отправки туда космонавта. Ведь зачем туда отправлять космонавта сейчас, или через 5 лет, или через 10 лет, и так далее, если не готовы технологии ни строительства, ни снабжения, ни энергоснабжения и так далее? Вот мы сначала все эти технологии создадим, разовьём, апробируем, протестируем, отладим, а там, глядишь, уже и на пенсию можно выйти.
      Иван Колупаев
      2 дня назад
      -
      0
      +
      Александр, в политбюро не дураки сидят - ночью полетите (с) "Технически" это как? Без необходимости доставить на Марс человека живым и не требуя возвращения обратно? Не говоря уж о проблемах связи и невозможности спасательных операций. Тогда вы абсолютно правы - не сложнее 😁
        Александр Березин
        5 часов назад
        -
        0
        +
        Иван, ""Технически" это как? Без необходимости доставить на Марс человека живым и не требуя возвращения обратно?" Нет, технически -- это значит технически. С доставкой на Марс людей живыми и их возвращением обратно по единственному доступному для существующих ракет сценарию. "Не говоря уж о проблемах связи и невозможности спасательных операций" Если вы думаете, что на лунном полюсе не будет проблем со связью или возможна своевременная спасательная операция -- у меня для вас сюрприз. Оба эти пункта там тоже проблематичны.
          Иван Колупаев
          4 часа назад
          -
          0
          +
          Александр, проблема связи в задержке которая для Марса составляет в среднем 11 минут (3 мин в самой благоприятной ситуации и 22 мин при наибольшем удалении) То есть ответ на сообщение "ааа здесь ппц какую кнопку нажать" можно прождать больше получаса. На Луне задержка пара секунд. Хоть с этим вы надеюсь не станете спорить. Что до спасательной операции на Луне, то при наличии готового к старту носителя, она займет до трех суток. К Марсу лететь три месяца при самой оптимистичной оценке.
            -
            0
            +
            Иван, проблема связи для полюса Луны в том, что без спецмероприятий ее не будет. Ни с задержкой, ни без задержки. Тупо не будет, что похуже, чем задержка в минуты. "Хоть с этим вы надеюсь не станете спорить." Конечно стану. Я же не про Луну выше писал, а про район ее полюса, где задержка радиосвязи без спецмероприятий равна вечности, а никак не секундам.
              Иван Колупаев
              37 минут назад
              -
              0
              +
              Александр, китайцы без особой помпы этот вопрос решили. Оказалось достаточно запустить на орбиту Луны спутник связи. Вопрос задержки по расстоянию не решается никакими "спецмероприятиями" без пересмотра современной физики 😏
Иван Колупаев
3 дня назад
-
2
+
Главное вовремя объяснить ширнармассам что этот проклятый западный виноград совсем невкусный поэтому мы даже не будем пытаться до него дотянуться. Особенно актуально в момент когда Россия потеряла, пусть временно, возможность запускать космонавтов куда бы то ни было.
Алексей Быков
3 дня назад
-
4
+
Зря вы так! Статья очень полезная. Если вдруг у высокого начальства возникнет вопрос, почему мы даже не готовим свою марсианскую программу, а за бугром уже почти летят – то вот и ответ. Нельзя же опубликовать статью с мыслью: «мы не полетим, потому что сейчас даже близко не можем ничего подобного». Нет, потому что это провоцирует слишком «почему». Вот и приходится публиковать «мы не полетим, потому что проанализировали и пришли к выводу, что там апасна». Тут никаких «почему», весь ответ уже внутри. Замечательная, функциональная статья.
Сергей Механик
3 дня назад
-
0
+
То, что от полетов на Марс нужно отказаться, будет понятно после первого же пилотируемого полёта. Жаль, что человек привык учиться только на горьком опыте ошибок. ☝️😕
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно