1 марта
Даниил Сухинов
209 897

NASA рассматривает варианты использования МКС без участия России

5.8

Специалисты NASA изучают способы удержания Международной космической станции на орбите без участия России. Тем не менее в ведомстве не видят никаких непосредственных признаков того, что Москва отказывается от сотрудничества по проекту.

Вид на Международную космическую станцию с орбиты.
Вид на Международную космическую станцию с орбиты. / ©Wikimedia Commons

Представитель NASA Кэти Людерс (Kathy Lueders), возглавляющая программу пилотируемых космических полетов агентства, во время телеконференции в понедельник сообщила журналистам, что операции на исследовательской платформе продолжаются в обычном режиме и в сотрудничестве со всеми партнерами, включая Россию. По ее словам, авиадиспетчеры NASA и другие официальные лица работают в Москве, а между американскими и российскими специалистами налажено хорошее общение.

«Мы как команда работаем так же, как три недели назад, — поясняет она. — Тем не менее мы [NASA] всегда ищем, как добиться большей операционной гибкости, и наши поставщики грузовых услуг рассматривают различные возможности».

Людерс добавила, что Northrop Grumman предлагает возможность корректировки орбиты, а коллеги из SpaceX также изучают дополнительные возможности корректировки. Действительно, грузовой корабль снабжения Northrop Grumman Cygnus, состыковавшийся с МКС 21 февраля этого года, впервые смог «разогнать» МКС (фактически скорректировать орбиту) без помощи российского «Прогресса».

Почему это важно? Дело в том, что высота орбиты МКС непостоянна. За счет трения о пусть и разреженную, но все еще достаточно плотную атмосферу Земли происходит постепенное торможение станции и, как следствие, потеря высоты. Для корректировки орбиты сегодня используют российские космические корабли «Прогресс».

Однако на прошлой неделе руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин поднял вопрос о выходе из партнерства в ответ на санкции, связанные с военными действиями на территории Украины. Об этом он сообщил на своей странице в Twitter, отметив, что в таком случае 400-тонная станция попросту рухнет на нашу планету. В ответ на это генеральный директор и главный инженер SpaceX Илон Маск предложил услуги своей компании, добавив в комментарии под постом Рогозина ее логотип.

В своей речи Людерс также подчеркнула, что планы по отработке корректировки орбиты собственными силами были лишь мерой на случай непредвиденных обстоятельств. «Нам было бы очень трудно работать в одиночку, ведь МКС — это международное партнерство, участники которого взаимно зависимы», — напомнила она.

Отметим, что NASA пока не выступало с заявлением, осуждающим действия России на территории Украины. По всей видимости, Людерс и другие высокопоставленные чиновники стремятся сохранить взаимовыгодное партнерство. В свою очередь, Европейское космическое агентство опубликовало заявление, в котором обсуждает возможные последствия введения санкций для своих общих с «Роскосмосом» проектов.