• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
1 июня
ТюмГУ
408

Ученые рассказали о социальных ритуалах молодежи Севера

4.5

Социологи Тюменского государственного универститеа и Северо-западного института управления (Санкт-Петербург) изучили локальные сообщества хантов и ненцев, и осветили вопрос формирования у них представлений о собственной идентичности. Ученые обобщили опыт традиционного образа жизни, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются в семьях.

Ученые рассказали о социальных ритуалах молодежи Севера
Ученые рассказали о социальных ритуалах молодежи Севера / ©Getty images

В последние годы возросло внимание к проблемам коренных народов и необходимости сохранения их самобытной культуры. Это отразилось в политиках и стандартах, продвигаемых ООН, Всемирным банком и другими международными организациями. Действия мирового сообщества сопряжены с ответной реакцией на процессы глобализации и обращением к локальным культурам. Подобные процессы определяются как «борьба за признание», «движения за идентичность», «движения за культурные права».

Возникший в мире интерес к коренным народам сопровождается романтизацией традиционных («неиспорченных») сообществ и риторикой о необходимости сохранения традиционной культуры в современном мире. При этом под традиционной культурой, как правило, понимаются неменяющиеся социокультурные практики, которые пассивно наследуются следующими поколениями.

Под влиянием этих процессов в России также стало уделяться все больше внимания сохранению культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Большинство государственных программ, связанных с вопросами развития КМНС в России нацелены на распространение культурных ценностей КМНС, а также на сохранение их традиционного образа жизни.

В то же время процессы культивирования и романтизации традиционности ставят вопросы о границах включенности традиционных сообществ в современный мир. Коренные жители Севера испытывают влияние тех же процессов глобализации и мультикультурализма, что и остальные локальные сообщества. Это влияние вполне способно привести к появлению новых культурных феноменов, оживляющих традицию.

Коренное население Севера сталкивается с необходимостью балансировать между традиционными нормами и современным миром. Наличие этих противоречивых тенденций заставляет их искать новые пути конструирования и поддержания своей идентичности. Особенно актуально это для молодежи из числа КМНС, которая активно включается в современную жизнь, но при этом стремится сохранять связи со своим сообществом и родными, ведущими традиционный образ жизни.

Статья «Молодежь коренных малочисленных народов Севера: стратегии конструирования идентичности» ученых Северо-западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Санкт-Петербург) и ТюмГУ Светланы Тулаевой, Елены Гладун, Ольги Захаровой вышла в «Журнале социологии и социальной антропологии».

Ученые исследовали и описали в своей работе, какие стратегии поддержания своей идентичности используются молодежью из числа КМНС в условиях их маневрирования между принадлежностью к традиционным сообществам и современным образом жизни; как происходит переосмысление культурных традиций молодежью из числа КМНС в условиях современного мира. Постарались выделить и проанализировать основные стратегии молодежи из числа КМНС, позволяющие им поддерживать свою идентичность коренных жителей Севера в современном мире.

Исследование выполнено на основе глубинных интервью с представителями молодежи из числа КМНС, проживающих в российских арктических регионах. В качестве информантов выбирались молодые люди, имевшие опыт традиционного образа жизни, но сегодня обучающиеся в колледжах и университетах и проживающие в городах. Основной фокус в интервью сделан на стратегиях, позволяющих совмещать представления о своей принадлежности к традиционному сообществу и современный образ жизни.

В фокусе исследования были представители ненцев (Ямало-ненецкий автономный округ — ЯНАО) и хантов (Ханты-Мансийский автономный округ — ХМАО-Югра). Путем полуструктурированного интервью ученые обобщали опыт традиционного образа жизни, традиции и ритуалы, которые соблюдаются в семьях, обучение в школе и университете, дальнейшие жизненные планы и стратегии. Всего в исследовании участвовали 38 юношей и девушек.

В результате ученые пришли к выводу, что в глобальном мире происходит усложнение механизмов идентификации, связанное с распространением универсальных ценностей, с одной стороны, и стремлением локальных сообществ утвердить свою уникальность – с другой. Это ведет к появлению более разнообразных стратегий при обозначении границ между «своими» и «чужими».

При этом локальные сообщества стремятся не только к поддержанию границ своей общности в глобальном мире, но и к тому, чтобы «вписать» себя в этот мир, что ведет к усилению процессов, связанных с взаимопроникновением культур и их трансформацией. Этой цели служат ритуалы и церемонии, позволяющие установить связь с прошлым и перекинуть мостики в будущее. Происходит «изобретение традиций», направленное на установление таких связей между историей и современностью.

Агентами этих изменений зачастую становятся именно молодежь. Молодежь из числа КМНС отвечает на подобные вызовы глобального общества. С одной стороны, она ориентирована на современный мир, с другой стороны, позиционирует себя как представителей коренных народов, связанных с традиционным образом жизни, и стремится к сохранению этих связей.

Значительная часть респондентов, прожившая большую часть жизни в поселках или городах, апеллировала к представлениям о традиционных сообществах, отчасти почерпнутых через государственные каналы: школы, музеи, дома культуры. В то же время у части респондентов, имевших более длительный опыт традиционного образа жизни, эти представления сформировались на основе их повседневных практик.

Если первая группа респондентов чаще фокусировалась на значимости культуры коренных жителей для мира в целом, то вторая группа респондентов говорила о значимости традиционного образа жизни лично для них. В ходе исследования выделены три основные стратегии, позволяющие молодежи балансировать между современным образом жизни и традиционным сообществом: стратегия параллельных миров, стратегия проводника и стратегия глобального кочевника.

Первая стратегия в большей степени предполагает возможность для самих респондентов вести традиционный образ жизни в современных условиях, в то время как две другие ориентированы на активный взаимообмен с внешним миром (распространение знаний о коренных народах в мире и привнесение ресурсов внешнего мира для местных сообществ).

В беседах с респондентами постоянно звучали отсылки к важности традиций. В то же время рассказы респондентов о поддержании традиций свидетельствуют о том, как происходит переосмысление этих традиций в современном контексте. «Изобретение традиций» происходит через смешение различных культурных практик, перенос традиций из одной среды в другую (например, из тундры в город), реконструкцию старых практик, ориентированную на внешних участников. При этом прежние практики наполняются новым смысловым содержанием.

Часть «изобретенных традиций» нацелена не только на поддержание внутригрупповой идентичности и определения границ «свои-чужие», но и на активное выстраивание мостиков между сообществом и внешним миром, включение внешних акторов в социальные практики, которые раньше были характерны только для «своих». Так, традиционные праздники, служившие способом сплочения сообщества, теперь используются для установления связей с внешними акторами и привлечения их внимания к проблемам коренных жителей.

Другой пример — изготовление традиционной одежды и обуви на заказ для внешних акторов. Традиционная одежда или предметы быта, взятые коренными жителями в город, наряду с их функциональной ролью, приобретают символическое значение – сохранение памяти о родных местах и демонстрации окружающим принадлежности к определенному сообществу. Все эти процессы демонстрируют подвижность культур и их постоянную адаптацию к изменяющемуся внешнему контексту, а также ресурсы, которые могут быть использованы в процессе этой адаптации. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 09:50
Михаил Орлов

Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.

7 часов назад
Василий Парфенов

Аномально быстрое изменение яркости некоторых квазаров долгое время не давало покоя ученым. Существующие модели не могли объяснить такое непостоянство мощнейших источников излучения во Вселенной. Чтобы разобраться в этом парадоксе, американские астрофизики смоделировали «пищевое поведение» сверхмассивных черных дыр с беспрецедентной детализацией.

10 часов назад
Мария Азарова

Первый пациент, который перенес аналогичную операцию в 2022 году в том же медучреждении, умер. Однако у нового реципиента не было другого выхода, кроме как согласиться на ксенотрансплантацию.

22 сентября
ЮУрГУ

Научный коллектив Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ создал уникальный интернет-портал, представляющий собой большой банк данных об интерпретациях в русской лингвокультуре важных общечеловеческих ценностей и других ментальных категорий. Ученые исследовали ассоциации обывателей для таких ценностей, как «образование», «карьера», «Родина», а также для концепта «страх».

Вчера, 09:50
Михаил Орлов

Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.

21 сентября
Дарья

Распространенное мнение о том, что подавление негативных мыслей может быть вредным и даже опасным для психического здоровья, признали ошибочным. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета (Великобритания).

31 августа
Сергей Васильев

Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.

31 августа
Дарья Губина

Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.

2 сентября
Редакция

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: