Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые рассказали о социальных ритуалах молодежи Севера
Социологи Тюменского государственного универститеа и Северо-западного института управления (Санкт-Петербург) изучили локальные сообщества хантов и ненцев, и осветили вопрос формирования у них представлений о собственной идентичности. Ученые обобщили опыт традиционного образа жизни, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются в семьях.
В последние годы возросло внимание к проблемам коренных народов и необходимости сохранения их самобытной культуры. Это отразилось в политиках и стандартах, продвигаемых ООН, Всемирным банком и другими международными организациями. Действия мирового сообщества сопряжены с ответной реакцией на процессы глобализации и обращением к локальным культурам. Подобные процессы определяются как «борьба за признание», «движения за идентичность», «движения за культурные права».
Возникший в мире интерес к коренным народам сопровождается романтизацией традиционных («неиспорченных») сообществ и риторикой о необходимости сохранения традиционной культуры в современном мире. При этом под традиционной культурой, как правило, понимаются неменяющиеся социокультурные практики, которые пассивно наследуются следующими поколениями.
Под влиянием этих процессов в России также стало уделяться все больше внимания сохранению культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Большинство государственных программ, связанных с вопросами развития КМНС в России нацелены на распространение культурных ценностей КМНС, а также на сохранение их традиционного образа жизни.
В то же время процессы культивирования и романтизации традиционности ставят вопросы о границах включенности традиционных сообществ в современный мир. Коренные жители Севера испытывают влияние тех же процессов глобализации и мультикультурализма, что и остальные локальные сообщества. Это влияние вполне способно привести к появлению новых культурных феноменов, оживляющих традицию.
Коренное население Севера сталкивается с необходимостью балансировать между традиционными нормами и современным миром. Наличие этих противоречивых тенденций заставляет их искать новые пути конструирования и поддержания своей идентичности. Особенно актуально это для молодежи из числа КМНС, которая активно включается в современную жизнь, но при этом стремится сохранять связи со своим сообществом и родными, ведущими традиционный образ жизни.
Статья «Молодежь коренных малочисленных народов Севера: стратегии конструирования идентичности» ученых Северо-западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Санкт-Петербург) и ТюмГУ Светланы Тулаевой, Елены Гладун, Ольги Захаровой вышла в «Журнале социологии и социальной антропологии».
Ученые исследовали и описали в своей работе, какие стратегии поддержания своей идентичности используются молодежью из числа КМНС в условиях их маневрирования между принадлежностью к традиционным сообществам и современным образом жизни; как происходит переосмысление культурных традиций молодежью из числа КМНС в условиях современного мира. Постарались выделить и проанализировать основные стратегии молодежи из числа КМНС, позволяющие им поддерживать свою идентичность коренных жителей Севера в современном мире.
Исследование выполнено на основе глубинных интервью с представителями молодежи из числа КМНС, проживающих в российских арктических регионах. В качестве информантов выбирались молодые люди, имевшие опыт традиционного образа жизни, но сегодня обучающиеся в колледжах и университетах и проживающие в городах. Основной фокус в интервью сделан на стратегиях, позволяющих совмещать представления о своей принадлежности к традиционному сообществу и современный образ жизни.
В фокусе исследования были представители ненцев (Ямало-ненецкий автономный округ — ЯНАО) и хантов (Ханты-Мансийский автономный округ — ХМАО-Югра). Путем полуструктурированного интервью ученые обобщали опыт традиционного образа жизни, традиции и ритуалы, которые соблюдаются в семьях, обучение в школе и университете, дальнейшие жизненные планы и стратегии. Всего в исследовании участвовали 38 юношей и девушек.
В результате ученые пришли к выводу, что в глобальном мире происходит усложнение механизмов идентификации, связанное с распространением универсальных ценностей, с одной стороны, и стремлением локальных сообществ утвердить свою уникальность – с другой. Это ведет к появлению более разнообразных стратегий при обозначении границ между «своими» и «чужими».
При этом локальные сообщества стремятся не только к поддержанию границ своей общности в глобальном мире, но и к тому, чтобы «вписать» себя в этот мир, что ведет к усилению процессов, связанных с взаимопроникновением культур и их трансформацией. Этой цели служат ритуалы и церемонии, позволяющие установить связь с прошлым и перекинуть мостики в будущее. Происходит «изобретение традиций», направленное на установление таких связей между историей и современностью.
Агентами этих изменений зачастую становятся именно молодежь. Молодежь из числа КМНС отвечает на подобные вызовы глобального общества. С одной стороны, она ориентирована на современный мир, с другой стороны, позиционирует себя как представителей коренных народов, связанных с традиционным образом жизни, и стремится к сохранению этих связей.
Значительная часть респондентов, прожившая большую часть жизни в поселках или городах, апеллировала к представлениям о традиционных сообществах, отчасти почерпнутых через государственные каналы: школы, музеи, дома культуры. В то же время у части респондентов, имевших более длительный опыт традиционного образа жизни, эти представления сформировались на основе их повседневных практик.
Если первая группа респондентов чаще фокусировалась на значимости культуры коренных жителей для мира в целом, то вторая группа респондентов говорила о значимости традиционного образа жизни лично для них. В ходе исследования выделены три основные стратегии, позволяющие молодежи балансировать между современным образом жизни и традиционным сообществом: стратегия параллельных миров, стратегия проводника и стратегия глобального кочевника.
Первая стратегия в большей степени предполагает возможность для самих респондентов вести традиционный образ жизни в современных условиях, в то время как две другие ориентированы на активный взаимообмен с внешним миром (распространение знаний о коренных народах в мире и привнесение ресурсов внешнего мира для местных сообществ).
В беседах с респондентами постоянно звучали отсылки к важности традиций. В то же время рассказы респондентов о поддержании традиций свидетельствуют о том, как происходит переосмысление этих традиций в современном контексте. «Изобретение традиций» происходит через смешение различных культурных практик, перенос традиций из одной среды в другую (например, из тундры в город), реконструкцию старых практик, ориентированную на внешних участников. При этом прежние практики наполняются новым смысловым содержанием.
Часть «изобретенных традиций» нацелена не только на поддержание внутригрупповой идентичности и определения границ «свои-чужие», но и на активное выстраивание мостиков между сообществом и внешним миром, включение внешних акторов в социальные практики, которые раньше были характерны только для «своих». Так, традиционные праздники, служившие способом сплочения сообщества, теперь используются для установления связей с внешними акторами и привлечения их внимания к проблемам коренных жителей.
Другой пример — изготовление традиционной одежды и обуви на заказ для внешних акторов. Традиционная одежда или предметы быта, взятые коренными жителями в город, наряду с их функциональной ролью, приобретают символическое значение – сохранение памяти о родных местах и демонстрации окружающим принадлежности к определенному сообществу. Все эти процессы демонстрируют подвижность культур и их постоянную адаптацию к изменяющемуся внешнему контексту, а также ресурсы, которые могут быть использованы в процессе этой адаптации.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии