• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.06.2023, 10:25
ТюмГУ
459

Ученые рассказали о социальных ритуалах молодежи Севера

❋ 4.5

Социологи Тюменского государственного универститеа и Северо-западного института управления (Санкт-Петербург) изучили локальные сообщества хантов и ненцев, и осветили вопрос формирования у них представлений о собственной идентичности. Ученые обобщили опыт традиционного образа жизни, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются в семьях.

Ученые рассказали о социальных ритуалах молодежи Севера
Ученые рассказали о социальных ритуалах молодежи Севера / ©Getty images / Автор: Наталья Федосеева

В последние годы возросло внимание к проблемам коренных народов и необходимости сохранения их самобытной культуры. Это отразилось в политиках и стандартах, продвигаемых ООН, Всемирным банком и другими международными организациями. Действия мирового сообщества сопряжены с ответной реакцией на процессы глобализации и обращением к локальным культурам. Подобные процессы определяются как «борьба за признание», «движения за идентичность», «движения за культурные права».

Возникший в мире интерес к коренным народам сопровождается романтизацией традиционных («неиспорченных») сообществ и риторикой о необходимости сохранения традиционной культуры в современном мире. При этом под традиционной культурой, как правило, понимаются неменяющиеся социокультурные практики, которые пассивно наследуются следующими поколениями.

Под влиянием этих процессов в России также стало уделяться все больше внимания сохранению культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Большинство государственных программ, связанных с вопросами развития КМНС в России нацелены на распространение культурных ценностей КМНС, а также на сохранение их традиционного образа жизни.

В то же время процессы культивирования и романтизации традиционности ставят вопросы о границах включенности традиционных сообществ в современный мир. Коренные жители Севера испытывают влияние тех же процессов глобализации и мультикультурализма, что и остальные локальные сообщества. Это влияние вполне способно привести к появлению новых культурных феноменов, оживляющих традицию.

Коренное население Севера сталкивается с необходимостью балансировать между традиционными нормами и современным миром. Наличие этих противоречивых тенденций заставляет их искать новые пути конструирования и поддержания своей идентичности. Особенно актуально это для молодежи из числа КМНС, которая активно включается в современную жизнь, но при этом стремится сохранять связи со своим сообществом и родными, ведущими традиционный образ жизни.

Статья «Молодежь коренных малочисленных народов Севера: стратегии конструирования идентичности» ученых Северо-западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Санкт-Петербург) и ТюмГУ Светланы Тулаевой, Елены Гладун, Ольги Захаровой вышла в «Журнале социологии и социальной антропологии».

Ученые исследовали и описали в своей работе, какие стратегии поддержания своей идентичности используются молодежью из числа КМНС в условиях их маневрирования между принадлежностью к традиционным сообществам и современным образом жизни; как происходит переосмысление культурных традиций молодежью из числа КМНС в условиях современного мира. Постарались выделить и проанализировать основные стратегии молодежи из числа КМНС, позволяющие им поддерживать свою идентичность коренных жителей Севера в современном мире.

Исследование выполнено на основе глубинных интервью с представителями молодежи из числа КМНС, проживающих в российских арктических регионах. В качестве информантов выбирались молодые люди, имевшие опыт традиционного образа жизни, но сегодня обучающиеся в колледжах и университетах и проживающие в городах. Основной фокус в интервью сделан на стратегиях, позволяющих совмещать представления о своей принадлежности к традиционному сообществу и современный образ жизни.

В фокусе исследования были представители ненцев (Ямало-ненецкий автономный округ — ЯНАО) и хантов (Ханты-Мансийский автономный округ — ХМАО-Югра). Путем полуструктурированного интервью ученые обобщали опыт традиционного образа жизни, традиции и ритуалы, которые соблюдаются в семьях, обучение в школе и университете, дальнейшие жизненные планы и стратегии. Всего в исследовании участвовали 38 юношей и девушек.

В результате ученые пришли к выводу, что в глобальном мире происходит усложнение механизмов идентификации, связанное с распространением универсальных ценностей, с одной стороны, и стремлением локальных сообществ утвердить свою уникальность – с другой. Это ведет к появлению более разнообразных стратегий при обозначении границ между «своими» и «чужими».

При этом локальные сообщества стремятся не только к поддержанию границ своей общности в глобальном мире, но и к тому, чтобы «вписать» себя в этот мир, что ведет к усилению процессов, связанных с взаимопроникновением культур и их трансформацией. Этой цели служат ритуалы и церемонии, позволяющие установить связь с прошлым и перекинуть мостики в будущее. Происходит «изобретение традиций», направленное на установление таких связей между историей и современностью.

Агентами этих изменений зачастую становятся именно молодежь. Молодежь из числа КМНС отвечает на подобные вызовы глобального общества. С одной стороны, она ориентирована на современный мир, с другой стороны, позиционирует себя как представителей коренных народов, связанных с традиционным образом жизни, и стремится к сохранению этих связей.

Значительная часть респондентов, прожившая большую часть жизни в поселках или городах, апеллировала к представлениям о традиционных сообществах, отчасти почерпнутых через государственные каналы: школы, музеи, дома культуры. В то же время у части респондентов, имевших более длительный опыт традиционного образа жизни, эти представления сформировались на основе их повседневных практик.

Если первая группа респондентов чаще фокусировалась на значимости культуры коренных жителей для мира в целом, то вторая группа респондентов говорила о значимости традиционного образа жизни лично для них. В ходе исследования выделены три основные стратегии, позволяющие молодежи балансировать между современным образом жизни и традиционным сообществом: стратегия параллельных миров, стратегия проводника и стратегия глобального кочевника.

Первая стратегия в большей степени предполагает возможность для самих респондентов вести традиционный образ жизни в современных условиях, в то время как две другие ориентированы на активный взаимообмен с внешним миром (распространение знаний о коренных народах в мире и привнесение ресурсов внешнего мира для местных сообществ).

В беседах с респондентами постоянно звучали отсылки к важности традиций. В то же время рассказы респондентов о поддержании традиций свидетельствуют о том, как происходит переосмысление этих традиций в современном контексте. «Изобретение традиций» происходит через смешение различных культурных практик, перенос традиций из одной среды в другую (например, из тундры в город), реконструкцию старых практик, ориентированную на внешних участников. При этом прежние практики наполняются новым смысловым содержанием.

Часть «изобретенных традиций» нацелена не только на поддержание внутригрупповой идентичности и определения границ «свои-чужие», но и на активное выстраивание мостиков между сообществом и внешним миром, включение внешних акторов в социальные практики, которые раньше были характерны только для «своих». Так, традиционные праздники, служившие способом сплочения сообщества, теперь используются для установления связей с внешними акторами и привлечения их внимания к проблемам коренных жителей.

Другой пример — изготовление традиционной одежды и обуви на заказ для внешних акторов. Традиционная одежда или предметы быта, взятые коренными жителями в город, наряду с их функциональной ролью, приобретают символическое значение – сохранение памяти о родных местах и демонстрации окружающим принадлежности к определенному сообществу. Все эти процессы демонстрируют подвижность культур и их постоянную адаптацию к изменяющемуся внешнему контексту, а также ресурсы, которые могут быть использованы в процессе этой адаптации. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет является участником федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Участие в программе способствует трансформации образовательного, научно-технологического и управленческого блоков ТюмГУ, а также его роли в качестве центра научно-технологического и социально-экономического развития региона.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
1 ноября, 12:08
ПНИПУ

В среднем человек зевает от семи до двадцати трех раз в день. Ученые Пермского Политеха рассказали, что происходит в этот момент с организмом, на кого не распространяется «заразительное» действие, как его эффект меняется в зависимости от наличия стресса, головной боли, сонливости и скуки и почему связь зевоты, нехватки воздуха и терморегуляции вторична.

3 ноября, 15:36
Адель Романова

Третий в истории наблюдений объект из другой звездной системы 3I/ATLAS произвел впечатление своей активностью и необычным химическим составом. Астрофизики пришли к выводу, что это последствия миллиардов лет воздействия на комету космических лучей.

2 ноября, 09:54
Юлия Трепалина

Новый эксперимент американских исследователей не подтвердил выводы некоторых прошлых работ о том, что образы безумных ученых подрывают доверие детей к представителям науки.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

1 ноября, 10:14
Максим

Международная команда ученых обнаружила в море Уэдделла ранее неизвестное место массового гнездования антарктических рыб Lindbergichthys nudifrons. Океанологи зафиксировали скопления более тысячи ухоженных гнезд, расположенных по сложным геометрическим узорам. Коллективное расселение помогает рыбам защищаться от хищников.

1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно