Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые рассказали о содержании тяжелых металлов в почвенном покрове Тюмени
Специалисты ТюмГУ совместно с коллегами оценили содержание тяжелых металлов в городских почвах Тюмени и особенности их пространственного распределения.
Процессы урбанизации, как правило, связывают с повышением качества жизни и формированием комфортной городской среды, но у этого явления есть и негативные стороны. Увеличение площади городов, развитие промышленности и усложнение транспортной инфраструктуры могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды, например, в результате загрязнения различных компонентов городских ландшафтов тяжелыми металлами, что в свою очередь ведет росту заболеваемости населения и сокращению продолжительности жизни.
Тюмень относится к числу наиболее интенсивно развивающихся городов Западной Сибири. До начала XX века город функционировал как небольшой транспортный и торговый центр, однако, с началом активной индустриализации в 1960-е годы, наблюдается существенное увеличение территории города и численности населения, приводящее к трансформации городской среды, в том числе и почвенного покрова Тюмени.
Важно отметить, что последние исследования геохимии почв Тюмени проводились в 1990-х годах, что не позволяет оценить последствия урбанизации последних десятилетий и не отражает текущее состояние почвенного покрова города.
Выпускница аспирантуры Института наук о Земле ТюмГУ Елизавета Константинова совместно с сотрудниками Южного федерального университета оценила содержание тяжелых металлов в городских почвах Тюмени и особенности их пространственного распределения. Отметим, что исследование охватило всю площадь города в пределах современных административных границ, а не только центральные районы с высокой антропогенной нагрузкой. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Environmental Management.
Учеными установлено, что степень загрязнения поверхностных горизонтов почв Тюмени тяжелыми металлами варьировала от низкой до высокой. Среднее содержание хрома, цинка, никеля, свинца и ванадия в городских почвах соответствовало низкому уровню загрязнения. В некоторых почвенных образцах умеренное загрязнение было выявлено для меди, кобальта, и, в меньшей степени, для хрома. В свою очередь, высокое загрязнение городских почв ванадием, цинком и никелем регистрировалось в 1, 4,9 и 5,9 процентах проб соответственно.
Авторами также был проведен анализ содержания тяжелых металлов в почвенном покрове относительно других городов с сопоставимым населением. Выяснилось, что в тюменских почвах наблюдаются более низкие концентрации цинка и свинца, что связано с менее длительным воздействием тяжелой промышленности. Вместе с тем показаны более высокие концентрации ванадия и кобальта, которые соответствуют особенностям почвообразующих пород региона.
Определены особенности пространственного распределения тяжелых металлов. Такие элементы, как ванадий, хром и кобальт, имеют преимущественно природный характер, их повышенные содержания наблюдаются в почвах тяжелого гранулометрического состава. Точечные слабоконтрастные аномалии этих элементов формируются в различных районах города под влиянием транспорта и предприятий металлообработки.
Похожие закономерности характерны для никеля, меди и цинка с той лишь разницей, что их поступление в большей степени определяется антропогенным фактором. Мышьяк и свинец проявляют себя как типичные антропогенные элементы, формируют значительные по площади зоны аномальных концентраций. В пределах города выделяется крупная полиэлементная аномалия в районе аккумуляторного завода.
«Как правило, исследователи концентрируют внимание на территориях с известным высоким экологическим риском, например, мегаполисах, старопромышленных центрах или городах с развитой промышленностью. Тюмень, несмотря на почтенный возраст, не отличается длительной историей антропогенного воздействия, – комментирует Елизавета Константинова — Вместе с тем, город интересен не столько как доступный для изучения объект, а как редкий для постсоветского пространства пример населенного пункта, где в настоящее время происходит интенсивное развитие городской среды и рост населения».
Сообщается, что немаловажный вклад в загрязнение почв тяжелыми металлами вносит транспорт. Так, повышенные концентрации хрома, никеля, меди и цинка связаны с истиранием шин тормозных колодок, а повышенные концентрации ванадия, кобальта, свинца и мышьяка – с выхлопными газами двигателей. Что интересно, высокие концентрации кобальта, никеля, хрома, меди и свинца характерны для районов, образованных 60-80 лет назад.
Исследовательская группа подытоживает, что, несмотря на ряд аномалий, связанных как с особенностями почвообразующих пород, так и антропогенным воздействием, в Тюмени наблюдается благоприятная ситуация относительно загрязнения почвенного покрова тяжелыми металлами.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
В рамках новой модели вспышки сверхновых существенно нарушили парниковый эффект на нашей планете. Это должно приводить к похолоданиям и даже вымиранию отдельных видов.
Сегодня в облаке запускают продукты, тестируют гипотезы, обучают ИИ-модели, автоматизируют бухгалтерию и разворачивают сервисы и приложения на сотни тысяч пользователей. Когда мы говорим, что бизнес «уходит в облако», мы имеем в виду не красивую метафору, а вполне конкретную практику — аренду инфраструктуры, вычислительных мощностей и приложений у провайдера, который отвечает за их надежную работу.
2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.
Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии