30.06.2022
ЮУрГУ

Российские ученые синтезировали новые противомикробные соединения платины

4.7

Ученым Южно-Уральского государственного университета удалось создать 34 новых соединения платины, которые подтвердили свою противомикробную активность. Такие соединения в будущем могут быть использованы в медицинских препаратах.

Российские ученые синтезировали новые противомикробные соединения платины / ©Getty images / Автор: Артем Фомин

Результаты исследования опубликованы в журнале «Координационная химия». Соединения платины являются катализаторами, которые ускоряют реакции и делают химически процессы более эффективными. Кроме того, эти соединения проявляют биологическую активность, что позволяет их использовать в качестве противомикробных и противораковых препаратов. Команда ученых ЮУрГУ синтезировала новые соединения, используя хлорид натрия, что значительно повысило их эффективность и растворимость.

«Сегодня большое внимание уделяется молекулярным соединениям платины. Но один из недостатков таких соединений — плохая растворимость. Так как речь идет о лекарственных препаратах, то хорошо, когда они растворяются в воде или других растворителях. Поэтому мы занялись ионными соединениями, используя хлорид натрия. За основу в качестве катионов взяли различные катионы фосфора — фосфонивые соли.

©Виктория Матвейчук

Они устойчивы, доступны и являются прекрасными источниками катионов. В качестве анионов мы взяли производные платины. При этом сами соединения фосфора тоже биологически активны. В результате, биологической активностью обладает и катион, и анион», — поясняет один из авторов исследования Ольга Шарутина, заведующая кафедрой прикладной и теоретической химии ЮУрГУ.

Метод синтеза, разработанный химиками ЮУрГУ позволяет достаточно легко синтезировать такие соединения при минимальных затратах, так как используются доступные растворители. В научно-исследовательской лаборатории компьютерного моделирования лекарственных средств Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ разработан алгоритм компьютерного исследования химических соединений, которые могут затем стать лекарственными средствами. Он показал высокую противомикробную эффективность всех 34 новых соединений платины.

Ольга Шарутина, заведующая кафедрой прикладной и теоретической химии ЮУрГУ / ©Виктория Матвейчук

На следующем этапе соединения пройдут проверку на живых организмах. Уже достигнута договоренность о совместных исследованиях с Южно-Уральским государственным медицинским университетом и индийскими коллегами.

Ольга Романовская