24.10.2023
Университет Лобачевского

Эмбриологи ННГУ получили мышей-мутантов для лабораторных исследований

4.4

Ученые лаборатории трансгенеза Университета Лобачевского получили линию мышей-мутантов без специфических для грызунов патогенов (Specific-pathogen-free (SPF)). Такие технологии помогут закрыть потребности российской науки и медицины во вспомогательных репродуктивных технологиях, заменив импортные аналоги материалов для ЭКО и ввозимых из-за рубежа лабораторных животных.

Эмбриологи ННГУ получили мышей-мутантов для лабораторных исследований
Эмбриологи ННГУ получили мышей-мутантов для лабораторных исследований / © Getty images / Автор: Никита Тарасов

Исследования проводятся по заказу РНИМУ имени Н. И. Пирогова. «Для перевода линии мутантных мышей из обычного вивария в стерильные условия содержания, где мыши не контактируют с бактериями извне, было выведено потомство генетически модифицированных мышей без патогенов. Самки успешно выносили и родили детенышей, SPF-виварий РНИМУ пополнился 11 мышами с нужными мутациями. Эксперимент прошел успешно, мы нацелены на дальнейшую совместную работу», – рассказали сотрудники РНИМУ имени Н.И. Пирогова.

Эмбриологи НИИ нейронаук ННГУ адаптировали технологии выращивания и подсадки мышиных эмбрионов к суррогатным матерям – оплодотворение происходит через шейку матки без хирургического вмешательства. На специально подготовленных средах эмбрионы выращиваются до пятого дня развития, а затем их подсаживают к мышам в SPF-виварии.

«Наши технологии позволяют создавать трансгенные линии мышей с любой необходимой для исследования мутацией – как для проектов ННГУ, так и для других научных центров. Кроме того, мы участвуем в развитии российских технологий и материалов для экстракорпорального оплодотворения», – рассказал руководитель Центра генетических коллекций лабораторных животных ННГУ, кандидат биологических наук Алексей Бабаев.

По заказу уральского предприятия-производителя материалов для ЭКО ученые ННГУ протестировали среды и пластик для выращивания эмбрионов на эмбриотоксичность. Для проверки безопасности и эффективности материала проводится полный цикл ЭКО на мышах с оценкой числа оплодотворенных и выживших эмбрионов.

В планах лаборатории трансгенеза – создание мышиных моделей врожденных патологий развития мозга, моделей для изучения механизмов эпилепсии, микроцефалии и умственной отсталости. Исследования проводятся в рамках федеральной программы «Приоритет 2030».