3 июля
Анна Новиковская
2 134

Киты запоминают и воспроизводят песни друг друга с высокой точностью

5.5

До сих пор способность к имитации — точному повторению движений или сигналов другой особи — считалась нехарактерной для морских млекопитающих. Однако изучение вокального репертуара двух отдельных популяций китов-горбачей показало, что эти великаны запоминают песни друг друга, после чего в точности воспроизводят.

Горбатый кит — один из самых известных певцов животного мира / © ru.wikipedia.org

Социальное обучение широко представлено в животном мире, и информацию от сородича к сородичу передают самые разные виды, от млекопитающих и птиц до насекомых. Чаще всего обучение происходит между членами одной социальной группы (например, матерью и ее потомством или животными из одной семьи), но существуют также и примеры межпопуляционных обменов информацией, сравнимых с дипломатическими отношениями государств людей.

Киты и их культурные традиции — одна из популярнейших моделей для изучения возможностей социального обучения среди не-приматов. Среди китов же особенно хорошо изучены горбачи (Megaptera novaeangliae): в разное время ученые отмечали, как эти морские великаны обмениваются новыми способами добычи пропитания, лучшими путями для миграции и сложными песнями.

Теперь ученые выяснили, что киты не просто перенимают часть опыта сородичей, модифицируя имеющиеся у них песни. Они в точности запоминают и воспроизводят мелодии, услышанные от китов из других популяций, с которыми контактируют только во время совместного кормления или миграции. Такие выводы были сделаны после изучения вокального репертуара двух отдельных популяций горбачей — восточноавстралийской и новокаледонской, которые встречаются только у берегов Новой Зеландии и Антарктиды, на пути к местам жировки.

Вне зависимости от сложности и длины песни новокаледонские горбачи в точности воспроизводили песни своих восточноавстралийских собратьев, ничего не упуская и не упрощая, причем это повторялось на протяжении многих лет. Культурный обмен подобной интенсивности — редкое явление для любого вида животных, не говоря уж о китах, и полученные данные заставляют нас еще раз обратить внимание на этих удивительных морских млекопитающих, которые так не похожи на нас внешне, но так мало отличаются внутренне.

Ареалы восточноавстралийской и новокаледонской популяций горбачей, а также точки записи их песен / © 10.1038/s41598-022-12784-3

Исследователи надеются, что их данные послужат моделью для дальнейшего изучения эволюции культурной коммуникации у животных и людей, а также привлекут внимание общественности к проблеме сохранения китовых популяций, которым все еще угрожают изменения климата, загрязнение океана и человеческое присутствие.