Какие профессии востребованы сегодня?
20 мая
Александра Медведева

Ученые назвали самых опасных распространителей птичьего гриппа

4.7

Американские ученые исследовали, как разные виды птиц переносят птичий грипп. Наиболее опасными распространителями оказались утки и гуси, однако вирус, вызвавший эпидемию птичьего гриппа в Северной Америке в этом году, попал на континент вместе с чайками.

Научное сообщество привыкло говорить о вирусе гриппа у птиц как единой группы, однако ее представители сильно различаются по эволюционной истории, физиологии и образу жизни. Поэтому ученые из Университета Тафтса (США) подробно рассмотрели, как вирус гриппа циркулирует среди различных групп птиц и какие виды вносят наибольший вклад в его распространение. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS Pathogens.

Наиболее распространенный и высокопатогенный штамм птичьего гриппа впервые обнаружили в Китае в 1996 году. Первая крупная вспышка случилась в 2005-м среди водоплавающих птиц Центральной Азии. В 2014 году вирус попал в Соединенные Штаты, где серьезно повлиял на птицеводческую промышленность. В этом году Северную Америку потрясла еще одна вспышка птичьего гриппа, которая еще раз привлекла внимание ученых к заболеванию. Во время эпидемии заразились около 40 видов птиц, в том числе певчие и хищные.

Суперраспространителями птичьего гриппа всегда считались утки, заражающие как диких, так и домашних птиц. Новые данные подтвердили этот факт. Речные утки могут переносить высокопатогенные штаммы, при этом иногда заболевание у них протекает бессимптомно.

Однако есть и другие птицы, которые играют более существенную роль в передаче вируса, например дикие гуси. Гуси прекрасно чувствуют себя в городах и сельскохозяйственных угодьях, их жизнь проходит рядом с человеком, и это делает их идеальными переносчиками заболевания.

Необходимо также понимать, какие виды птиц переносят вирус на большие расстояния. Так, в 2014 году его, вероятно, принесли утки через Тихий океан из Азии. Теперь ученые показали, что штамм, вызывавший нынешнюю вспышку, распространялся через Атлантический океан, а первыми заболевшими дикими птицами были чайки.

Считается, что большинство вирусов гриппа впервые появились у птиц, а позже перешли на других животных. Хотя птичий грипп практически неопасен для большинства людей, и не передается от человека к человеку, он представляет угрозу для тех, кто напрямую контактирует с птицами: орнитологов, птицеводов и фермеров. Кроме того, вирус наносит огромный урон сельскому хозяйству. Понимание того, какие виды вносят наибольший вклад в распространение птичьего гриппа, позволит точнее моделировать эпидемии будущего и анализировать определенные популяции птиц, наиболее подверженные заболеванию.