20.06.2019
11 445

«Чихание» растений распространяет инфекции

Микроскопические капли, подпрыгивающие на поверхности листьев пшеницы, переносят споры опасного для злаков гриба-паразита.

sneeze0

Листья пшеницы, как и у многих других растений, супергидрофобны, что снижает накопление грязи и позволяет воде быстро скатываться вниз. Мелкие капли на такой поверхности легко сливаются, а избыток энергии их поверхностного натяжения превращается в кинетическую энергию, выбрасывая отдельные капли прочь. Такой механизм «чихания», или «катапульты поверхностного натяжения», описали американские ученые в статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface.

Лабораторные эксперименты показали, что «катапульта» способна подбрасывать капли на высоту до пяти миллиметров. Этого достаточно, чтобы их подхватил ветер. Более того, ученые выяснили, что такие капли способны накапливать споры Puccinia recondita. Эти паразитические грибы поражают злаки по всему миру и особенно опасны для пшеницы, так как вызывают у нее болезнь — бурую ржавчину. По оценкам ученых, «чихание» больного растения уносит с поверхности листьев порядка 10 грибковых спор за час на каждый квадратный сантиметр.

©Saurabh Nath, Virginia Tech, Science News

Ученые уверены, что продемонстрированный ими механизм служит важным каналом передачи инфекции между растениями «воздушно-капельным путем». Возможно, в будущем пораженные бурой ржавчиной поля удастся обрабатывать веществами, снижающими гидрофобность листьев пшеницы, чтобы замедлить распространение болезни.