ЕКА опубликовало фотографии Марса, демонстрирующие дихотомию полушарий — Naked Science

ЕКА опубликовало фотографии Марса, демонстрирующие дихотомию полушарий

На снимках видны рельефы, которые образовались под воздействием потоков воды.

Европейское космическое агентство (ЕКА) выложило фотографии, сделанные в феврале 2018 года автоматической межпланетной станцией «Марс-экспресс». На них изображена область Красной планеты под названием Nili Fossae.

Показанная территория интересна тем, что она представляет явную границу между двумя отличающимися полушариями Марса. Большая часть Северного полушария и около трети всей поверхности планеты лежит на три-шесть километров ниже, чем оставшиеся две трети. Этот феномен называют дихотомией полушарий.

Северные низменные районы обладают малым количеством кратеров, они плоские и гладкие, что косвенно говорит о длительном обновлении поверхности. В то же время Южное полушарие изрыто кратерами, которые могли появиться вследствие последней метеоритной бомбардировки и вулканической активности. Район Nili Fossae располагается как раз на границе этих двух областей и представляет собой скопление грабенов — участков коры, опущенных относительно окружающей плоскости по крутым тектоническим разломам.

Nili Fossae на границе двух районов (север – верхняя сторона) / ©ESA

Большая фотография наглядно демонстрирует разницу, показывая, что нижняя (южная) часть представляет собой скалистые плато, а верхняя (северная) состоит из небольших холмов и камней. Эти участки разделены эрозионными каналами.

Отображение перепадов высот на границе (север – правая сторона) / ©ESA

Специалисты ЕКА считают, что граница — результат перемещения пород сотни миллионов лет назад под воздействием потоков воды. Это предположение подтверждают данные спектрометра «Марс-экспресс», который заметил глиняные отложения в этом регионе. Однако не только вода влияла на рельеф, но и ветры. В качестве доказательств сотрудники ЕКА указывают на темные пятна фотографии — скопления вулканического пепла, которые мог принести сюда только ветер.

Двадцать шестого ноября на Марс должен приземлиться космический аппарат InSight, который предназначен для изучения внутренних особенностей Красной планеты. NASA подготовило пять каналов связи для отслеживания спуска модуля. Вы можете почитать о том, как планируется посадка.