Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Доисторические рисунки из Амазонии запечатлели вымерших гигантов
Более 12 тысяч лет назад в Южной Америке обитали животные ледникового периода, включая ленивцев размером с автомобиль и непарнокопытных с хоботом.
Два года назад в колумбийской части Амазонии археологи сделали невероятную находку — серию доисторических рисунков на скальном массиве. Рисунки тянутся на 12 километров, в основном выполнены охрой и представляют собой геометрические узоры, отпечатки ладоней и изображение животных, а также сцен охоты.
Это место называется Серрания-де-ла-Линдоса, расположено оно в крайне труднодоступной части крупнейшего в Колумбии национального парка Чирибикете. Группа ученых под руководством Хосе Ириарте (José Iriarte) из Эксетерского университета (Великобритания) исследовала эти рисунки, которые на сегодня остаются одним из самых крупных наскальных изображений. Результаты изложены в работе, опубликованной в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Как сказано выше, многие рисунки в Серрания-де-ла-Линдоса изображают охотничьи и ритуальные сцены, показывающие взаимодействие человека с окружающей действительностью. Авторы работы утверждают, что на наскальных рисунках представлено все разнообразие животных Амазонии: от черепах и рыб до ягуаров, обезьян и дикобразов.
Среди этого разнообразия есть несколько интригующих изображений. Ученые сравнили рисунки из Серрания-де-ла-Линдоса с предполагаемыми обликами мегафауны (реконструкциями вымерших животных, сделанными палеонтологами). Выяснилось, что некоторые изображения имеют сходство с вымершими представителями мегафауны.
Иными словами, исследователи предполагают, что древние люди нарисовали гигантского ленивца, гомфотерия, которого некоторые ученые считают предком слонов, представителей семейства верблюдовых, лошадей и непарнокопытных с хоботами.
По мнению ученых, весь комплекс рисунков люди создавали на протяжении нескольких столетий — и скорее всего, они первыми пришли в те места. Вообще, история распространения вида Homo sapiens в Новом Свете изучена все еще довольно слабо, в ней немало темных мест. Некоторые открытия просто игнорируются научным сообществом — Naked Science об этом рассказывал. Поэтому остро стоит вопрос датировки рисунков.

А это очень непросто. Дело в том, что охра — неорганический минеральный пигмент, не содержащий углерода. Соответственно, она не может быть датирована с помощью радиоуглеродных методов. Тем не менее некоторые фрагменты охры нашли в слоях отложений под расписанными вертикальными скальными поверхностями — и вот эти слои удалось датировать возрастом в 12 600 лет.
Сейчас идет работа по датировке красного пигмента, использованного для росписи скалы. Археологи надеются, что древние художники смешали охру с каким-то связующим веществом, которое позволит определить точную дату. Результаты этого исследования ожидаются в конце 2022 года.
«Они [люди] столкнулись с этими крупнотелыми млекопитающими и, вероятно, зарисовали их. <…> Рисунки очень натуралистичны, и мы можем видеть морфологические особенности животных», — сказано в работе.
Дальнейшее изучение рисунков может пролить свет на причины вымирания этих гигантских животных. По словам Ириарте, во время археологических раскопок в ближайших окрестностях не было найдено костей вымерших существ: то есть можно предположить, что они не были источником пищи для людей, создавших картины.
Надо сказать, трактовка рисунков из Серрания-де-ла-Линдоса как изображение мегафауны непосредственными очевидцами спорна и неоднозначна. Некоторые археологи полагают, что исключительная сохранность рисунков свидетельствует о более позднем происхождении и что есть другие вероятные кандидаты на роль изображенных существ. Например, гигантский наземный ленивец, идентифицированный Ириарте и его коллегами, на самом деле может быть капибарой — гигантским грызуном, распространенным сегодня в регионе.
Таким образом, мнения ученых о природе и хронологии наскальных рисунков Серрании-де-ла-Линдоса расходятся, и только дополнительные исследования смогут определить, с какими животными в действительности сталкивались древние представители нашего вида в Южной Америке.
Добавим еще, что, в отличие от европейских художников верхнего палеолита, которые предпочитали рисовать в глубоких темных пещерах, ранние жители Амазонии делали это на открытых скалах. В результате сохранность картин оставляет желать лучшего: под воздействием стихий изображения сильно выцветают или смываются, что осложняет их исследование и трактовку.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Ежедневно, еще до восхода солнца, миллионы птиц по всей планете наполняют воздух своими голосами. Этот рассветный концерт — одно из самых красивых и загадочных явлений природы. Почему пернатые певцы предпочитают встречать день именно так? Авторы нового исследования предложили простой ответ: птицы не могут иначе. Ночь заставляет их молчать, а утро дает долгожданную свободу, выплескивающуюся в бурном и страстном хоре.
Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Команда исследователей из Т-Технологий и МФТИ разработала метод, позволяющий построить детальную «карту» эволюции абстрактных понятий в глубине больших языковых моделей. Этот подход, основанный на «графах потоков признаков», не только открывает «черный ящик» ИИ, делая его работу прозрачной, но и дает в руки ученых мощный инструмент для точного управления поведением нейросетей, например, для подавления нежелательных тем в генерируемом тексте.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии