15 марта
95 022

Доисторические рисунки из Амазонии запечатлели вымерших гигантов

4.3

Более 12 тысяч лет назад в Южной Америке обитали животные ледникового периода, включая ленивцев размером с автомобиль и непарнокопытных с хоботом.

Наскальные рисунки в Серрания-де-ла-Линдоса / ©José Iriarte et al.

Два года назад в колумбийской части Амазонии археологи сделали невероятную находку — серию доисторических рисунков на скальном массиве. Рисунки тянутся на 12 километров, в основном выполнены охрой и представляют собой геометрические узоры, отпечатки ладоней и изображение животных, а также сцен охоты.

Это место называется Серрания-де-ла-Линдоса, расположено оно в крайне труднодоступной части крупнейшего в Колумбии национального парка Чирибикете. Группа ученых под руководством Хосе Ириарте (José Iriarte) из Эксетерского университета (Великобритания) исследовала эти рисунки, которые на сегодня остаются одним из самых крупных наскальных изображений. Результаты изложены в работе, опубликованной в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Авторы работы предполагают, что на этом рисунке изображен гигантский ленивец. Их оппоненты утверждают, что это капибара. Правда, нарисованные рядом люди не очень соответствуют по размеру капибаре / ©José Iriarte et al.

Как сказано выше, многие рисунки в Серрания-де-ла-Линдоса изображают охотничьи и ритуальные сцены, показывающие взаимодействие человека с окружающей действительностью. Авторы работы утверждают, что на наскальных рисунках представлено все разнообразие животных Амазонии: от черепах и рыб до ягуаров, обезьян и дикобразов.

Среди этого разнообразия есть несколько интригующих изображений. Ученые сравнили рисунки из Серрания-де-ла-Линдоса с предполагаемыми обликами мегафауны (реконструкциями вымерших животных, сделанными палеонтологами). Выяснилось, что некоторые изображения имеют сходство с вымершими представителями мегафауны.

Иными словами, исследователи предполагают, что древние люди нарисовали гигантского ленивца, гомфотерия, которого некоторые ученые считают предком слонов, представителей семейства верблюдовых, лошадей и непарнокопытных с хоботами.

По мнению ученых, весь комплекс рисунков люди создавали на протяжении нескольких столетий — и скорее всего, они первыми пришли в те места. Вообще, история распространения вида Homo sapiens в Новом Свете изучена все еще довольно слабо, в ней немало темных мест. Некоторые открытия просто игнорируются научным сообществом — Naked Science об этом рассказывал. Поэтому остро стоит вопрос датировки рисунков.

Хосе Ириарте считает, что это портрет гомфотерия / ©José Iriarteet al.

А это очень непросто. Дело в том, что охра — неорганический минеральный пигмент, не содержащий углерода. Соответственно, она не может быть датирована с помощью радиоуглеродных методов. Тем не менее некоторые фрагменты охры нашли в слоях отложений под расписанными вертикальными скальными поверхностями — и вот эти слои удалось датировать возрастом в 12 600 лет.

Сейчас идет работа по датировке красного пигмента, использованного для росписи скалы. Археологи надеются, что древние художники смешали охру с каким-то связующим веществом, которое позволит определить точную дату. Результаты этого исследования ожидаются в конце 2022 года.

«Они [люди] столкнулись с этими крупнотелыми млекопитающими и, вероятно, зарисовали их. <…> Рисунки очень натуралистичны, и мы можем видеть морфологические особенности животных», — сказано в работе.

Дальнейшее изучение рисунков может пролить свет на причины вымирания этих гигантских животных. По словам Ириарте, во время археологических раскопок в ближайших окрестностях не было найдено костей вымерших существ: то есть можно предположить, что они не были источником пищи для людей, создавших картины.

Надо сказать, трактовка рисунков из Серрания-де-ла-Линдоса как изображение мегафауны непосредственными очевидцами спорна и неоднозначна. Некоторые археологи полагают, что исключительная сохранность рисунков свидетельствует о более позднем происхождении и что есть другие вероятные кандидаты на роль изображенных существ. Например, гигантский наземный ленивец, идентифицированный Ириарте и его коллегами, на самом деле может быть капибарой — гигантским грызуном, распространенным сегодня в регионе.

Таким образом, мнения ученых о природе и хронологии наскальных рисунков Серрании-де-ла-Линдоса расходятся, и только дополнительные исследования смогут определить, с какими животными в действительности сталкивались древние представители нашего вида в Южной Америке.

Добавим еще, что, в отличие от европейских художников верхнего палеолита, которые предпочитали рисовать в глубоких темных пещерах, ранние жители Амазонии делали это на открытых скалах. В результате сохранность картин оставляет желать лучшего: под воздействием стихий изображения сильно выцветают или смываются, что осложняет их исследование и трактовку.