• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.04.2016
Редакция Naked Science
1
4 666

Армения vs Азербайджан: о военно-воздушном потенциале

3.6

Не так давно конфликт между Арменией и Азербайджаном разгорелся с новой силой. Так что многие эксперты задаются вопросом: кто же сильней? И сейчас мы рассмотрим потенциалы военно-воздушных сил обеих стран региона.

Ми-8
Вертолет Ми-8 ВВС Армении / Автор: Сергей Данилов

Новое и старое оружие

В наших прошлых материалах мы провели аналогию между военным потенциалом российских и турецких ВВС, а также оценили боевые возможности Военно-воздушных сил Украины. Теперь пришла очередь поговорить о военном потенциале Армении и Азербайджана.

Войны на руинах СССР периодически вспыхивают тот тут, то там. Однако всех их объединяет одно – наличие огромных арсеналов советского оружия. Танки, бронетранспортеры, БМП, РСЗО, самолеты и вертолеты – все это было создано еще в СССР, и очень много техники осталось в новообразованных республиках. Но мы не будем детально рассматривать то, как делили оружие после распада СССР. Лучше проанализируем текущий боевой состав авиации двух государств.

ВВС Армении:

  • Штурмовики: около 15 (Су-25)
  • Ударные вертолеты: около 10 (Ми-24)
  • Многоцелевые вертолеты: около 20 (Ми-8, Ми-9, Ми-2)

ВВС Азербайджана:

  • Многоцелевые истребители: 16 (МиГ-29)
  • Истребители-перехватчики: около 20 (МиГ-25)
  • Фронтовые бомбардировщики: 2 (Су-24)
  • Истребители-бомбардировщики: 5 (Су-17)
  • Штурмовики: 34 (Су-25)
  • Ударные вертолеты: около 50 (Ми-24, Ми-35)
  • Многоцелевые вертолеты: около 40 (Ми-8, Ми-17, Ми-2)

Мы не учитывали военно-транспортную авиацию, учебные самолеты и ряд других ЛА. Однако общая картина уже видна. Если по части штурмовиков стороны еще можно сравнить, то в случае с истребителями это вообще не представляется возможным. У Армении есть лишь один истребитель-перехватчик МиГ-25ПД, который сейчас находится на хранении. Здесь также нужно учесть, что азербайджанская техника новее – многое из того, что есть сейчас, было модернизировано в 2000-е годы. Пожалуй, самый лучший пример – это ударные вертолеты Ми-24G. Они были модернизированы совместными усилиями южноафриканцев из ATE и украинских компаний. Вертолет получил новую телекамеру, теплопеленгатор и лазерный дальномер-целеуказатель. Все это позволяет применять противотанковые управляемые ракеты Ingwe днем и ночью в любых метеоусловиях.

Ми-24G / ©Wikipedia  

Есть у азербайджанцев и авиатехника новой постройки: например, поставленные Россией в 2014 году вертолеты Ми-35М. По сути, Ми-24G, как и Ми-35М, – глубоко модернизированные советские Ми-24. Однако в сравнении с ранними версиями эти вертолеты получили принципиально новые возможности. Они, например, могут эффективно действовать как днем, так и ночью.

Такие «вертушки» – очень серьезная техника по меркам СНГ. К примеру, Украина, которая воюет на Донбассе и, казалось бы, должна вкладывать деньги в перевооружение армии, ничего подобного не имеет. А вот у России есть такие вертолеты, как Ка-52 и Ми-28Н. Но не стоит забывать, что и финансовые возможности у РФ другие. А еще страна имеет полный цикл сборки боевых вертолетов, в то время как другие государства СНГ могут лишь закупать такую технику за рубежом или модернизировать советские образцы (и то не самостоятельно).

Хватает у азербайджанцев и армян и старой техники. Те же штурмовики Су-25 были грозным оружием в конце 80-х, но сейчас их будет тяжело эффективно использовать в бою. Современных прицельных средств эти самолеты не имеют, а арсенал состоит преимущественно из неуправляемых бомб и ракет. Так что летчик должен сам выискивать цели на земле и атаковать их неуправляемым оружием. С учетом рельефа местности их вряд ли вообще удастся эффективно применять. Для сравнения, война на Донбассе, можно сказать, велась в «чистом поле», но и здесь эффективность Су-25 оказалась низкой, а потери украинских штурмовиков были весьма значительными. С другой стороны, Су-25 можно модернизировать, сделав его аналогом американского A-10. При этом нужно учесть один важный аспект, который дает преимущество Азербайджану: у этой страны много израильских БПЛА, таких как Heron TP и Elbit Hermes 450. Они могут выполнять ударные или разведывательно-ударные функции. У Армении беспилотники тоже есть, но их намного меньше.

Су-25 / ©Wikipedia  

Такая большая разница в оснащении Вооруженных сил обусловлена экономикой. У Азербайджана есть нефть, и углеводороды составляют примерно 88,2 % всего экспорта республики. Армении приходится тяжелее. Приведем пример: в 2013 году азербайджанцы потратили на вооружение 3,7 млрд долларов. Чтобы было понятно, расходная часть всего армянского госбюджета в том же году составила 2,6 млрд долларов.

Теория и практика

Означает ли вышесказанное полное превосходство Азербайджана? Не стоит торопиться с выводами, ведь преимущество в воздухе может ничего и не дать (здесь опять невольно вспоминается конфликт на Донбассе). К тому же у армян есть системы ПВО. Страна имеет пять батальонов С-300В (по некоторым данным С-300ПС), а кроме того, имеются многочисленные ЗРК малой дальности, такие как С-125 и «Оса». Но едва ли не большей проблемой для азербайджанцев могут оказаться переносные зенитные ракетные комплексы: у Армении много ПЗРК «Игла» и «Стрела-2».

ВВС Азербайджана не самые профессиональные. А без опыта подавить мощную ПВО будет очень тяжело, даже имея полное господство в небе. В этой связи вспоминается сбитый недавно армянами Ми-24, потерю которого Азербайджан признал с неохотой.

Этот вертолет был сбит из обычного ручного противотанкового гранатомета, что говорит либо о низкой выучке экипажа винтокрылой машины, либо о высоком профессионализме того, кто вел огонь. Возможно и простое везение (или невезение – это смотря какую сторону представлять), но этот вариант менее вероятен. Если вспомнить 90-е, мы увидим, что Азербайджан нес весьма ощутимые потери во время Карабахского конфликта. К 1993 году сообщалось о потере одного МиГ-21, одного МиГ-23, двух Су-25, двух МиГ-25РБ, одного МиГ-25П и трех Л-29. Итого десять боевых машин. Авиация Армении показала себя лучше: в 1993 году боевых потерь зафиксировано не было.

Ми-24 ВВС Армении / ©Airforce  

Мнение специалиста

Портал Naked Science взял интервью у участника Карабахской войны, отставного летчика ВВС Армении, подполковника Мартиросяна М. Р. Расскажите немного о себе. Сколько лет Вам тогда [первая военная кампания в НКР] было?

В каком звании Вы были? Какое училище оканчивали и как вообще оказались на войне?

– Мне было 26 лет. Оканчивал Саратовское высшее военное училище летчиков. После развала СССР остался в Армении и участвовал в формировании ВВС страны. В то время было подготовлено достаточное количество летчиков. Я сначала был командиром экипажа – затем командиром звена и заместителем командира в/ч по летной подготовке в звании капитана.

В 26 лет? Впечатляет. Некоторые в 26 лет только начинают жить отдельно от родителей.

(Смеется и отвечает на телефонный звонок)

– Простите, разговаривал с племянником. Он сейчас на границе как раз. Узнавал, как там обстановка и как у него дела.

И как у него дела? Перемирие сохраняется?

– Дела хорошо, по телефону особо ничего не сообщает, нельзя. О том, как там сейчас тяжело, можно только догадываться. По разговору и голосу чувствую высокий боевой дух ребят. Именно благодаря этому мы всегда брали верх над противником.

Какие боевые задачи Вам приходилось решать чаще всего, и с какими основными трудностями Вы при этом сталкивались?

– Чаще всего мы занимались переброской войск, грузов, оружия и боеприпасов, а также перевозили раненых и опергруппы. В основном мы обеспечивали продвижение наших войск и эффективное ведение боевых действий. Единственная трудность заключалась в отсутствии времени для полноценной подготовки личного состава, так как летчиков в то время было мало. Отсутствие опыта мы быстро восполнили непосредственно в бою.

Как Вы оцениваете потенциал противника?

– Любая техника, даже самая современная, в неумелых руках – это кусок железа. Выводы можно сделать только по тому, что последний вертолет ВВС Азербайджана был сбит 18-летним солдатом из обычного гранатомета. Это свидетельствует о довольно низкой боевой подготовке пилотов. Они не участвовали в войне и не знают, что это такое. А разницу в количестве самолетов и вертолетов мы восполняем современными средствами ПВО и опытом.

ВВС Азербайджана в ППД / ©Google  

Карабахская война 90-х вообще оказалась для Азербайджана чрезвычайно сложной. Если Армения и НКР потеряли убитыми около 6 тыс. человек, то Азербайджан лишился по меньшей мере 11 тыс. военнослужащих. Так что наличие у одной из сторон новой техники может никак не сказаться на исходе конфликта. Здесь можно вспомнить недавний вооруженный конфликт в Йемене, где имеющая современное западное оружие Саудовская Аравия несла серьезные потери в боях с шиитскими повстанцами, которые были вооружены намного хуже. Для победы в современной войне нужно не только новое оружие, но и культура его применения. Иными словами, системный подход, которым может похвастаться далеко не каждая страна.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 16:54
Ольга Иванова

Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.

Сегодня, 11:00
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

Позавчера, 07:22
Полина Меньшова

У детей, которые чувствуют себя обузой для других, чаще возникают суицидальные мысли, выяснили специалисты из США. Кроме того, на психологическое состояние в раннем подростковом возрасте влияют некоторые действия со стороны родителей или опекунов.

Позавчера, 16:54
Ольга Иванова

Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.

Позавчера, 07:22
Полина Меньшова

У детей, которые чувствуют себя обузой для других, чаще возникают суицидальные мысли, выяснили специалисты из США. Кроме того, на психологическое состояние в раннем подростковом возрасте влияют некоторые действия со стороны родителей или опекунов.

14 апреля
Мария Азарова

Два фешен-гиганта, одни из самых известных в мире массмаркета, — шведская компания H&M и испанская Zara — оказались косвенно причастны к разрушению окружающей среды Бразилии. К такому выводу пришли авторы крупного расследования, изучившие различные данные, в том числе полученные под прикрытием.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

Jora Bayramow
28.07.2023
-
0
+
Им исторически суждено жить по соседству. Будут воевать между собой - это негативно отразиться на жизнь обеих сторон (народов). Лучше им помириться и наладить мирную жизнь. Ведь было же время армяне мирно жили в Азербайджане, а азербайджанцы жили в Армении, были даже смешанные браки. Поэтому, даже сравнение их военного потенциала может побудить стороны к неприятию в отношении друг друга. Это моё личное мнение.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: