09.07.2019
21 003

Анализ затонувшей советской подлодки «Комсомолец» показал превышение нормы радиации в 100 тысяч раз

Погибшая советская атомная субмарина оказалась куда большей потенциальной угрозой, чем полагали исследователи.

s-268

Как сообщают СМИ со ссылкой на норвежский телеканал TV2, уровень радиации рядом с атомной субмариной К-278 «Комсомолец», которая затонула в Норвежском море в 1989 году, выше допустимых показателей в 100 тысяч раз. Выводы были сделаны на основе анализа проб воды, полученных из вентиляционного отверстия атомной подлодки. В работах принимали участие российские и норвежские исследователи, использовавшие судно G. O. Sars.

По мнению экспертов, полученные результаты говорят о продолжающейся утечке радиации на погибшей подлодке. Впрочем, не все так однозначно плохо, как может показаться на первый взгляд: по мнению ученых, пока рано говорить об угрозе рыболовству в районе гибели субмарины. Кроме того, выводы еще предстоит уточнить. «Эти результаты предварительные. Мы изучим образцы более тщательно, вернувшись домой. Уровень, который мы нашли здесь, составляет 10 беккерелей на литр», — пояснила руководитель экспедиции, океанолог Хильда Хельдал (Hilde Elise Heldal).

Ученые отмечают, что пыльное «облако», которое можно видеть рядом с вентиляционной трубой «Комсомольца», может говорить о «пульсирующем» характере загрязнения: отверстие может быть связано с реактором лодки.

К-278 «Комсомолец» / ©TV2

Как сообщает ТАСС, в ходе работ исследовательский подводный аппарат Aegir 6000 впервые за долгое время сделал фотографии погибшей субмарины. Снимки говорят о серьезных повреждениях в корпусе подводной лодки. Сейчас «Комсомолец» находится на глубине 1665 метров.

К-278 «Комсомолец» / ©TV2

Ранее ученые уже брали пробы рядом с атомной субмариной К-278, однако они не показали существенного превышения допустимых норм. Сейчас исследователи полагают, что опасность в теории могут представлять оставшиеся на борту ядерные торпеды и реактор.

К-278 «Комсомолец» / ©TV2

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года. Из-за пожара произошло затопление лодки забортной водой. В результате 42 члена экипажа погибли, 27 моряков выжили. Среди причин в разное время называли как ошибки в действиях экипажа, так и конструктивное несовершенство корабля. Отметим, что К-278 стала единственной субмариной проекта 685 «Плавник».

К-278 «Комсомолец» / ©flot.com

СССР занимает первое место в мире по числу затонувших атомных субмарин. Всего советская история знает четыре таких инцидента. Кроме «Комсомольца», жертвами стали подлодки К-8, К-27 и  К-219.

Ранее, напомним, была представлена инфографика, демонстрирующая предположительное устройство российской атомной подлодки «Лошарик». А еще раньше появился спутниковый снимок, на котором запечатлена атомная подлодка «Белгород».

UPD: Согласно уточненным данным, уровень радиации в районе вентиляционной трубы атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» превышает норму в 800 тысяч раз.