28.04.2016
Редакция Naked Science

В мозге обнаружена нейронная сеть, отвечающая за алкоголизм

Ученые из Университета Северной Каролины впервые обнаружили, что две области мозга, соединенные цепью из нейронных клеток, образуют функциональную схему, отвечающую за развитие алкоголизма у человека. Специалисты надеются, что это исследование поможет в разработке методов лечения алкогольной зависимости.

26272258730_4054df7e00_k

Как пишет Lenta.ru со ссылкой на журнал Biological Psychiatry, исследователи из Университета Северной Каролины смогли объяснить физиологический механизм, формирующий тягу к употреблению спиртного. Исследование финансировалось Национальным институтом по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизма.

Давно известно, что в появлении алкогольной зависимости участвуют две области мозга: расширенная миндалина и вентральная область покрышки, которые отвечают за реакцию на стресс и зависимости соответственно. Расширенная миндалина задействована в реакции на такой психологический стресс, как потеря работы или любимого человека, а вентральная область покрышки участвует в получении удовольствия от еды, наркотических веществ и алкоголя.

Однако американским ученым впервые удалось продемонстрировать, что эти две области взаимодействуют друг с другом с помощью цепи, образованной длинными интернейронами. «Головоломка начинает складываться. Мы теперь знаем, что две области мозга, которые отвечают за стресс и удовольствие, являются частью функциональной схемы, контролирующей тягу к спиртному», – поделился один из ведущих авторов исследования Тодд Тиле, представляющий Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. Эти цепи состоят из проекционных нейронов – нервных клеток с длинными аксонами, способными передавать сигналы в другие зоны мозга.

Данные проекционные нейроны вырабатывают кортикотропин-рилизинг-гормоны (CRF), которые регулируют синтез других гормонов и участвуют в борьбе со стрессом. Эксперименты на мышах показали, что блокирование этой цепи защищает от переедания и употребления алкоголя. Теперь нейробиологи планируют провести дополнительные экспериментальные исследования. Ученые надеются, что их работа поможет разработать новые методы лечения алкоголизма и меры профилактики против алкогольной зависимости среди молодежи.

«Очень важно попытаться определить альтернативные методы лечения расстройств, вызванных употреблением алкоголя, – сказал Тодд Тиле. – Если вы можете остановить кого-нибудь от употребления спиртного, вы можете помешать ему в конечном счете стать алкоголиком. Мы знаем, что люди, которые начинали пить в подростковом возрасте, имеют гораздо больше шансов стать алкоголиками во взрослой жизни».

Проблемы алкогольной зависимости, особенно в подростковом возрасте, стоят в центре внимания исследователей по всему миру. Напомним, в прошлом году американские ученые выявили прямую зависимость между недостатком сна и злоупотреблением алкоголем. Недостаток сна у подростков резко увеличивал шансы на алкоголизм в студенческие годы. Недосып был чреват и другими проблемами, связанными, например, с вождением в пьяном виде и употреблением наркотиков. Выяснилось также, что эти результаты актуальны для всех социальных групп.