Уникальную «двойную планету» спутали с обычным коричневым карликом — Naked Science
15.06.2017

Уникальную «двойную планету» спутали с обычным коричневым карликом

Обыкновенный коричневый карлик неподалеку от Земли оказался редчайшей двойной системой из очень массивных планет – или пары не очень массивных карликов.

brown-dwarf

Открытием новой большой экзопланеты сегодня никого не удивишь. Но если пара таких планет вращается вокруг друг друга, а не вокруг звезды – такого еще не бывало. Неудивительно, что поначалу астрономы приняли их за более крупного и одинокого коричневого карлика. Лишь теперь в статье, представленной на онлайн-сервисе препринтов ArXiv, ученые раскрыли настоящую природу этого уникального объекта.

Ойген Мэгньер (Eugene Magnier) из Гавайского университета и его коллеги изучили коричневый карлик 2MASS J11193254−1137466, объект крупнее планеты, но недостаточно крупный, чтобы зажечься термоядерной реакцией водорода и стать звездой. Он был открыт в 2015 г. примерно в 85 световых годах от Земли. Окруженный облаком горячей пыли, оставшейся со времен своего рождения, J1119−1137 виден лишь в инфракрасном диапазоне. Тогда астрономы отметили его небольшую (меньше 15 масс Юпитера) массу и – судя по спектральным характеристикам – молодость (около 10 млн лет). Поэтому J1119−1137 и заинтересовал Мэгньера и его соавторов: они изучают таких небольших и молодых карликов, чтобы лучше понять процессы появления и эволюции звезд и ту границу, которая отделяет настоящие звезды от «несостоявшихся» коричневых карликов.

Наблюдения были проведены с помощью 10-метрового телескопа Keck II, расположенного в гавайской Обсерватории Кека, и с использованием адаптивной оптической системы, которая корректировала искажения, связанные с влиянием на свет земной атмосферы. Это и позволило рассмотреть, что на самом деле J1119−1137 является парой тел, медленно – делая один оборот примерно раз в 90 лет – вращающихся друг вокруг друга. Расстояние между ними составляет около 3,6 а. е. – примерно 600 млн км.