Ученые установили истинное происхождение лошади Пржевальского — Naked Science
26.02.2018, 09:28

Ученые установили истинное происхождение лошади Пржевальского

Исследователи выяснили, что лошади Пржевальского вряд ли были предками современных лошадей, как считалось ранее. Более того, эти скакуны являются одичавшими потомками первых домашних лошадей.

Считается, что человек приручил лошадь примерно 3,5–4 тысячи лет назад. Сначала лошади выращивались на мясо, и только значительно позже люди догадались задействовать их в хозяйстве. Предположительными предками домашних скакунов считаются как ныне существующие лошади Пржевальского, так и вымершие в 20 веке тарпаны.

Открытие группы ученых под руководством Людовика Орландо из Университета Копенгагена полностью переворачивает историю одомашнивания лошадей. Те лошади, которых считали последними дикими скакунами, оказались одичавшими потомками первых домашних лошадей, которые жили в окрестностях современного села Ботай в Казахстане.

«В далеком прошлом они сбежали от своих хозяев и постепенно одичали», — пояснил Орландо.

В общей сложности ученые расшифровали и проанализировали ДНК 88 древних и современных скакунов. Для получения материала для исследования были проведены раскопки и получены останки костей лошади, пролежавшей в вечной мерзлоте Аляски около 700 тысяч лет, а также останки нескольких десятков древних домашних скакунов в курганах на территории Румынии, России и Казахстана, в Красном Яру и Ботае, а также лошадей Пржевальского, живших в то же время на границе Монголии и Китая. Сопоставив полученные данные, ученые смогли выяснить, как выглядели лошади Пржевальского в прошлом, и прийти к потрясающему и скандальному выводу.

«В какой-то момент времени часть из них сбежала, одичала и начала вести примерно такой же образ жизни, как современные американские мустанги. В результате этого поменялся их облик – их грива стала прямой, а шкура окрасилась в серый цвет и покрылась пятнами. Благодаря этому они стали похожими на диких лошадей, нарисованных на стенах пещер Франции и Испании. Это обмануло биологов, посчитавших их последними дикими представителями своего рода на Земле», — заключает Ольсен.

Ранее другие исследователи пришли к выводу, что предками почти всех современных пород, за исключением лошадей Северной Европы, были животные, привезенные с Востока за последние 700 лет.