Ученые нашли белок, скрывающий вирус Зика от иммунной системы — Naked Science

Ученые нашли белок, скрывающий вирус Зика от иммунной системы

Специалисты Национального института здоровья (США) обнаружили в структуре вируса Зика потенциальную мишень для разработки вакцины. Слабым местом инфекции может выступить белок, блокирующий сигналы о заражении организма.

zika1

В ходе исследований вируса Зика ученые обратили внимание на белок NS5, действие которого основано на ингибировании реакции интерферонов – группы противовирусных белков, – в частности белка STAT2. По аналогии с «тревожной кнопкой» последний уведомляет иммунитет о надвигающейся угрозе, однако NS5 отключает естественную сигнализацию, позволяя инфекции закрепиться в теле носителя.

Ту же роль NS5 выполняет в случае других представителей семейства флавивирусов, в том числе лихорадки денге и вируса Западного Нила. Механизм блокирования STAT2 может разниться в зависимости от особенностей формирования инфекции, однако конечная функция белка, по утверждению специалистов, остается неизменной.

Кроме того, потенциальную опасность для человека в этой связи таит в себе близкий родственник вируса Зика – вирус Спондвени, переносчиками которого также являются комары в странах Африки и Юго-Восточной Азии.

Результаты исследования делают возможным создание препарата на основе вируса с ослабленным белком NS5. Несмотря на отсутствие опытных образцов, теоретическая база будущих испытаний выглядит многообещающе, убеждены ученые. В своей работе они также продемонстрировали влияние мутаций NS5 на желтую лихорадку и вирусный энцефалит: не исключено, что новая вакцина справится и с этими заболеваниями.