У гигантской экзопланеты нашли раскаленную стратосферу — Naked Science

У гигантской экзопланеты нашли раскаленную стратосферу

Астрономы впервые увидели стратосферу далекой экзопланеты. Роль нашего озона в этом мире может играть диоксид титана, который входит в состав кремов от загара.

wasp-121b

Впервые у экзопланеты обнаружена стратосфера – внешняя область, температура в которой растет с высотой. У «горячего юпитера» WASP-121b она достигает температур, способных расплавить железо, и при этом содержит водный пар. Об этом Томас Эванс (Thomas Evans) из британского Эксетерского университета и большая международная команда ученых пишут в статье, опубликованной журналом Nature.

Расположенная в 880 световых годах от Земли экзопланета WASP-121b примерно в 1,2 раза тяжелее Юпитера и в 1,8 раза больше его. От своей звезды она находится совсем недалеко, делая оборот всего за 1,3 земных суток, еще чуть ближе – и WASP-121b была бы разрушена ее гравитацией. Рыхлая планета невероятно раскалена, температура здесь достигает нескольких тысяч градусов и легко расплавит многие металлы.

Теоретические модели предсказывали, что у некоторых таких «горячих юпитеров» должна иметься стратосфера, наличие которой говорит о многих важных особенностях атмосферы и планеты в целом. Это и удалось подтвердить Эвансу и его соавторам, используя наблюдения космического телескопа Hubble.

Спектральные линии молекул воды в ИК-диапазоне показали, что с подъемом высоты в верхних слоях атмосферы WASP-121b температура растет. То же самое происходит и на Земле: озон улавливает ультрафиолетовое излучение Солнца и нагревает окружающий разреженный газ. Аналоги этому известны и на других телах Солнечной системы – на Юпитере и на спутнике Сатурна Титане аналогичную роль «обогревателя стратосферы» выполняет метан.

Однако если у всех у них перепад температуры в стратосфере составляет около 56°С, то на WASP-121b она растет в десять раз сильнее. Ученые полагают, что это может быть связано с действием какой-то другой альтернативы озону и метану, молекул, более эффективно улавливающих ультрафиолет. Такими могут быть оксид ванадия или диоксид титана – они встречаются не только в кремах от загара, но и в коричневых карликах – объектах, близких к WASP-121b.

Панорамная анимация экзопланеты WASP-121b, ее атмосферы и материнской звезды / ©At-Bristol Science Centre

Американская компания DeLorean Motor Company представила тизер возрожденного DMC-12, ставшего прообразом автомобиля из культового кинофильма «Назад в будущее».