Старческое слабоумие может быть расплатой за уникальные способности нашего мозга — Naked Science
25.05.2015
Редакция Naked Science

Китайские генетики показали, что между 50 и 200 тыс. лет назад у наших предков произошли изменения активности шести генов, связанных с развитием мозга. Эти нововведения повысили связность между нейронами и, в конечном итоге, создали наш разум, однако эти же гены связаны и с развитием знаменитого нейродегенеративного синдрома – болезни Альцгеймера.

В работе, отчет о которой исследователи из группы Кунь Тана (Kun Tang) опубликовали на днях, ученые проанализировали последовательности ДНК 90 современных жителей Азии, Африки и Европы, стараясь отыскать в них ранее незамеченные свидетельства эволюции нашего мозга. Им удалось отделить эффекты, связанные с демографическими изменениями популяций, от тех, что возникли в результате непосредственного влияния естественного отбора. Кроме того, в анализ были включены и данные секвенирования ДНК трех останков древних людей, а также неандертальцев.

В итоге авторы провели поиск значимых изменений за последние почти полмиллиона лет – в том числе и в период около 200 тыс. лет назад, когда анатомический облик людей стал современным. Основное их внимание привлекла серия изменений в шести генах, активность которых резко изменилась в ту эпоху под действием естественного отбора, повысив связность между нейронами головного мозга и тем самым способствуя росту высших когнитивных способностей.

Однако, как заметили ученые в статье, эти же гены известны в качестве важных участников нейродегенеративных процессов, развивающихся иногда в старости и ведущих к болезни Альцгеймера. Возможно, эти данные позволят поставить точку в давней дискуссии о том, не является ли это заболевание уникальным для человека: видимо, является.

«Мы предполагаем, что увеличение функциональности мозга в ходе развития анатомически современных людей в большой мере касалось расширения синаптических путей, и это увеличение имело свою цену, – пишут китайские генетики. – Оно могло вести к локальной структурной и метаболической нестабильности, что, в свою очередь, проявилось в повышенном риске развития нейродегенеративных процессов в ходе старения мозга».