«Соевая» терапия рака молочной железы оказалась вредной

Международная группа ученых показала, что влияние генистеина — изофлавона сои — на риск рака молочной железы может различаться в зависимости от периода его потребления. Результаты работы опубликованы в журнале Clinical Cancer Research.

Рак молочной железы представляет собой наиболее распространенную форму рака среди женщин. По молекулярной таксономии выделяются четыре подтипа заболевания: эстроген-независимые и эстроген-зависимые. Прошлые работы показали, что в случае последних выработка эстрогена ускоряет развитие опухоли, при этом прием генистеина, сходного по структуре с эстрогеном, снижает риск.

Так, известно, что риск рака молочной железы в странах Азии в среднем в пять раз ниже, чем на Западе. Это связывается в том числе с тем, что азиатские женщины потребляют в пищу больше сои — она содержит генистеин. Однако эффект от приема сои нестабилен. Чтобы проверить, с чем это связано, ученые из Венского медицинского университета и других учреждений провели эксперимент на крысах.

Авторы вводили в рацион животных генистеин на разных этапах: до моделирования заболевания и после. Затем особи проходили химиотерапию тамоксифеном. Результаты показали, что после лечения крысы, которые потребляли генистеин до заболевания, имели 7-процентный риск рецидива. Для животных, впервые употребивших генистеин после диагноза, показатель составил 33 процента.

Таким образом, эффект генистеина может различаться в зависимости от периода приема. По словам ученых, если их данные верны, до возникновения симптомов регулярное потребление сои (трети чашки соевого молока в день) может служить профилактикой рака молочной железы. Однако если женщина не потребляла сою до заболевания, после постановки диагноза от этого также лучше отказаться.

20 окт