Пищей будущего может стать «тараканье молочко» — Naked Science
25.07.2016

Пищей будущего может стать «тараканье молочко»

По оценкам ученых, питательные выделения живородящих тараканов содержат все нужные аминокислоты и исключительно калорийны.

d_punctata_m

Как и прочие насекомые, тараканы откладывают яйца, однако вид Diploptera punctate является исключением: это живородящие тараканы, вынужденные вскармливать потомство питательными выделениями наподобие молока млекопитающих. Эта жидкость содержит белковые кристаллы естественного происхождения – исключительно калорийные и для питания людей. По оценкам ученых, она более чем втрое калорийнее коровьего молока.

Разумеется, «доить» тараканов, а затем пить их «молочко» решиться трудно. Поэтому ученые рассматривают возможность искусственного производства таких белков на основе гена, перенесенного в какой-нибудь более подходящий организм – например дрожжи. Но прежде белок стоит всесторонне изучить. Этой работой занялись кристаллографы из Института клеточной биологии и регенеративной медицины в индийском Бангалоре, работающие под руководством Санчари Банерджи (Sanchari Banerjee).

В статье, опубликованной Журналом Международного союза кристаллографии (IUCrJ), авторы рассказывают об установлении пространственной структуры белковых кристаллов «тараканьего молока» с атомарным разрешением до 1,2 ?. По их данным, эти агрегаты сложены несколькими белками с альфа-спиралями и бета-слоями, структурно схожими с транспортными белками-липокалинами. Они связывают липиды и самоорганизуются в кристаллическую решетку.

«Эти кристаллы – это полноценная пища, – резюмирует Санчари Банерджи в интервью газете Times Of India, – в них есть белки, жиры, сахара. А если посмотреть на аминокислотный состав этих белков, то видно, что в них есть все необходимые аминокислоты».