18.10.2016
Редакция Naked Science

Неандертальцев уличили в эволюции вируса папилломы

Французские ученые пришли к выводу, что папилломавирусы распространялись среди сообществ архаичного и современного человека параллельно. Результаты работы представлены в Molecular Biology and Evolution.

istock_000062465012_large-579a41115f9b589aa92789bb

Вирус папилломы человека (ВПЧ) — группа вирусов, передающихся половым путем. ВПЧ включает в себя 27 видов, некоторые из которых, в частности ВПЧ-16 и ВПЧ-18, обладают онкогенными свойствами. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эти виды вируса вызывают 70 процентов всех случаев рака шейки матки и предраковых патологических состояний органа. Во многих случаях инфекции проходят бессимптомно.

Предполагается, что ВПЧ, как и большинство других половых инфекций, восходят к арханотропам. Согласно ранним исследованиям, каждый современный человек является носителем до 5 процентов генома вымерших представителей рода Homo. При этом эволюция типов ВПЧ связывается с развитием неоантропов. В новой работе ученые проанализировали эволюционные и палеогеографические особенности людей и ВПЧ-16.

Результаты показали, что связь вируса с современным человеком объясняет не более 30 процентов его распространения. По мнению ученых, ВПЧ-16 наблюдался уже у Homo neandertalensis и Денисовского человека и продолжил распространение в результате исхода Homo sapiens из Африки и сексуальных контактов с указанными видами. Впоследствии это привело к возникновению вариантов ВПЧ-16А, -B, -C и -D.

Отмечается, что такая модель позволяет объяснить общее генетическое разнообразие, которое встречается на территории Африки, а также разнообразие штаммов ВПЧ в Восточной Азии. Она проясняет низкую встречаемость ВПЧ-16А в Африке и к югу от Сахары, тогда как в мире этот штамм является самым распространенным. Следующим шагом станет проверка гипотезы с помощью анализа кожи арханотропов на предмет наличия следов ВПЧ.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.