На Дальнем Востоке нашли «танцующий» скелет

На Дальнем Востоке нашли «танцующий» скелет

Странное положение ног скелета не связано ни с одним из известных на этой территории погребальных обрядов.

sk

Необычный скелет археологи обнаружили при раскопках могильника в районе села Усть-Ивановка Амурской области. Раскопки проводились экстренно: в 2013 году район пострадал от сильнейшего наводнения. Всего на территории нашли 45 захоронений, но одно привлекло особое внимание ученых.

Причина — в странной позе скелета. Его ноги «вывернуты», как у балетного танцовщика: колени разведены в стороны, ступни скрещены. По словам археолога Дениса Волкова, ни в одном из известных на этой территории погребальных обрядов такая поза не использовалась. Возможно, и руки, и ноги человека были связаны перед погребением. Сама могила оказалась оформлена не так, как соседние захоронения. Другие могилы имели форму неровных кругов и были засыпаны землей. Но «танцовщика» похоронили в прямоугольной яме, засыпанной белым песком, который не встречается поблизости, песок принесли откуда-то еще.

Фотография захоронения, The Siberian Times

Находку датируют VII—IX вв. н. э. Археологи предполагают, что мужчина принадлежал к народу мохэ (мукри), одному из тунгусо-маньчжурских народов. По оценкам ученых, мужчине на момент смерти было около 30 лет, его рост — не выше 154 см. В могиле нашли наконечники стрел, причем большую часть, скорее всего, уложили на тело в ходе погребального ритуала, но один наконечник мог находиться внутри кости бедра. Возможно, ранение и стало причиной смерти: если стрела попала в крупную артерию, человек мог умереть от потери крови.

Одна из версий, объясняющих странное положение ног скелета, — их деформация в результате прижизненной болезни, возможно, костного туберкулеза или сифилиса.

Другие захоронения могильника также примечательны. В них нашли много останков людей 50—70 лет, для раннего Средневековья это достаточно высокая продолжительность жизни. В отличие от других могильников мохэ, в этом ученые обнаружили крайне мало керамики, причем глазурь на некоторых изделиях относится к более позднему типу керамики.

Исследования могильника в Усть-Ивановке продолжаются. Найденные в погребениях зубы и кости отправили в Стокгольмский университет для генетического анализа, который позволит точнее установить пол, возраст и этническую принадлежность похороненных.