Исследователи выяснили, почему чума не исчезла — Naked Science

Исследователи выяснили, почему чума не исчезла

Ученые пришли к выводу, что «живучесть» чумы связана со способностью чумной палочки, прятаться внутри амеб, используя специальный сигнальный белок.

8c04351e2005c556acddd57312dfe372-1280x907

Чума – одна из самых страшных болезней в истории человечества. Она унесла с собой десятки миллионов жизней. Для болезни была характерна чрезвычайно высокая смертность – при бубонной форме заболевания она достигала 95%, а при легочной – почти 100 %. Начавшаяся в XIV веке пандемия чумы, названная Черной смертью, за несколько десятилетий погубила не меньше 60 млн человек. В ряде пораженных болезнью регионов погибла половина населения.

В наши дни, несмотря на успех медицины, полностью уничтожить заболевание все равно не получается. Каждый год чумой заболевает 2,5 тыс. человек: причем тенденции к снижению не наблюдается. Сейчас исследователи обратили внимание на то, что микробы способны выживать, даже будучи «проглоченными» макрофагами – специализированными клетками иммунной системы, которые ликвидируют микробов и напоминают внешне амеб и других простейших.

Ученые предположили, что чумная палочка Yersinia pestis способна использовать амебу как резервуар, что позволяет ей распространяться. Исследователи вырастили и перемешали колонии трех опаснейших штаммов чумной палочки и колонию Acanthamoeba castellanii – почвенных амеб. Затем в пробирку было добавлено вещество, убивающее чумную палочку, но бактерии, даже несмотря на это, выжили. Как оказалось, они «прячутся» в амебах, выжидая удобного случая. При этом Yersinia pestis применяет специальный белок, дающий амебе сигнал не есть ее. При удалении гена, ответственного за производство данного белка, Yersinia pestis стала растворяться в амебе при ее поглощении.

Бактерия внутри амебы / ©Алина Полянина

Такой симбиоз амеб и бактерий, по мнению ученых, может объяснить как убийственный характер эпидемии древности, так и отсутствие положительных достижений в вопросе полного уничтожения чумы в наши дни.

Ранее, напомним, другая группа ученых выяснила, что первая пандемия чумы возникла в V–IV тысячелетии до нашей эры.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.