29.04.2017
Редакция Naked Science
2 146

Исследователи выяснили, почему чума не исчезла

Ученые пришли к выводу, что «живучесть» чумы связана со способностью чумной палочки, прятаться внутри амеб, используя специальный сигнальный белок.

8c04351e2005c556acddd57312dfe372-1280x907

Чума – одна из самых страшных болезней в истории человечества. Она унесла с собой десятки миллионов жизней. Для болезни была характерна чрезвычайно высокая смертность – при бубонной форме заболевания она достигала 95%, а при легочной – почти 100 %. Начавшаяся в XIV веке пандемия чумы, названная Черной смертью, за несколько десятилетий погубила не меньше 60 млн человек. В ряде пораженных болезнью регионов погибла половина населения.

В наши дни, несмотря на успех медицины, полностью уничтожить заболевание все равно не получается. Каждый год чумой заболевает 2,5 тыс. человек: причем тенденции к снижению не наблюдается. Сейчас исследователи обратили внимание на то, что микробы способны выживать, даже будучи «проглоченными» макрофагами – специализированными клетками иммунной системы, которые ликвидируют микробов и напоминают внешне амеб и других простейших.

Ученые предположили, что чумная палочка Yersinia pestis способна использовать амебу как резервуар, что позволяет ей распространяться. Исследователи вырастили и перемешали колонии трех опаснейших штаммов чумной палочки и колонию Acanthamoeba castellanii – почвенных амеб. Затем в пробирку было добавлено вещество, убивающее чумную палочку, но бактерии, даже несмотря на это, выжили. Как оказалось, они «прячутся» в амебах, выжидая удобного случая. При этом Yersinia pestis применяет специальный белок, дающий амебе сигнал не есть ее. При удалении гена, ответственного за производство данного белка, Yersinia pestis стала растворяться в амебе при ее поглощении.

Бактерия внутри амебы / ©Алина Полянина

Такой симбиоз амеб и бактерий, по мнению ученых, может объяснить как убийственный характер эпидемии древности, так и отсутствие положительных достижений в вопросе полного уничтожения чумы в наши дни.

Ранее, напомним, другая группа ученых выяснила, что первая пандемия чумы возникла в V–IV тысячелетии до нашей эры.