Физики взялись за соцсети — Naked Science
04.02.2014

Физики взялись за соцсети

И объяснили лавинообразную популярность мемов.

mems-funny-memes-omg-tube-403298

Конкуренция мемов за внимание пользователей поддерживает в социальных сетях особое (критическое) состояние. К такому выводу пришли британские физики. В подобных обстоятельствах популярность получает только совсем небольшое число мемов, причем нарастает эта популярность лавинообразно.

Свои выводы ученые делали на основе модели соцсети, напоминающей Twitter, в которой число участников стремится к бесконечности. Каждый участник в такой модели может с некоторой долей вероятности создать новый мем или (с другой долей вероятности) передавать мем от того, кого он читает, другим пользователям.

Когда число мемов становится достаточно большим ? между ними возникает конкуренция за внимание пользователей. Она сильно влияет на то, каким образом распространяются мемы.

Благодаря конкуренции система начинает стремиться к особому состоянию, которое называется критическим. И вот тогда-то любая случайность провоцирует лавинообразный поток популярности мема (как в насыщенном растворе любая случайность может спровоцировать выпадение осадка).

Интересно, что после того, как «лавина» схлынула ? система вновь самостоятельно возвращается в критическое состояние.

Популярный мем

©comicvine.com

Существование таких систем еще в 1987 году предсказали физики из Брукхевенской лаборатории. Эти системы получили название систем с самоорганизованной критичностью. Другие подобные системы ? финансовые рынки, эпидемии и некоторые виды электрической активности в головном мозге.

Ученые не в первый раз прибегают к моделированию социальных явлений методами статистической физики. При исследовании экономики такую область знаний называют эконофизикой. Она изучает, например, статистику распределения людей по уровню доходов. А вот социальные сети еще изучают методами классической теории графов.

Кстати, ранее исследователи уже доказывали, что популярность мемов связана с ограниченным ресурсом внимания пользователей соцсетей. Сейчас же им удалось показать, как эта ограниченность внимания влияет на динамику сети.