Далеко за орбитой Нептуна может скрываться неизвестная планета — Naked Science
11.12.2015
Редакция Naked Science

Далеко за орбитой Нептуна может скрываться неизвестная планета

Астрономы из Швеции и Мексики сообщили о первом наблюдении крупного объекта на дальних границах Солнечной системы. Известно о нем пока крайне мало: он не испускает собственного излучения и может находиться на расстоянии около 300 радиусов земной орбиты. Объект может оказаться как планетой, в несколько раз больше нашей, так и коричневым карликом – его орбита и масса неизвестны.

brown-dwarf-weather

С помощью телескопа ALMA астрономы планировали изучить систему Альфы Центавра в субмиллиметровом диапазоне – насколько известно сегодня, она включает три звезды. Однако в 5,5 угловых секундах от звезды увидели новый, прежде неизвестный источник излучения. Заглянув в каталог, составленный по наблюдениям мощнейшего космического ИК-телескопа WISE, авторы помощи не получили: когда WISE снимал нужный участок неба, потенциальный объект проходил мимо звезд системы Альфы Центавра и мог быть невидим на их ярком фоне.

Загадочное тело временно получило название ?Cen D, как новый четвертый участник Альфы Центавра. Однако авторы находки исключают его принадлежность соседней звездной системе. За почти год, прошедший между сеансами наблюдений (июль 2014 и май 2015 гг.), ?Cen D слишком заметно сместился на фоне звезд А и В Альфы Центавра (Ригеля и Бунгулы). Также вряд ли он принадлежит поясу Койпера, не похож на звезду и не соответствует ни одному из почти 800 тыс. известных объектов Солнечной системы… Ученые пришли к выводу, что, скорее всего, это «экстремальный транснептуновый объект» (Extreme Trans Neptunian Object, ETNO), прежде неизвестное и крупное тело, вращающееся далеко за орбитой Нептуна.

Имеющихся наблюдений недостаточно, для того чтобы делать определенные выводы. Однако гипотезы строить не запретишь, и, по словам авторов, лучше всего имеющимся данным соответствует гипотетическая планета класса суперземель. Существование на дальних границах Солнечной системы каменистой, в несколько раз больше нашей Земли планеты предполагалось и раньше: радиус 1,5 земного, орбита 300 а.е. Другой вариант не менее интересен – ?Cen D может быть еще более крупным объектом, коричневым карликом, «переходной формой» между планетами и полноценными звездами, с орбитой радиусом порядка 20 тыс. а.е.

Впрочем, с сенсацией стоит подождать. Как уже говорилось, наблюдений пока совершенно недостаточно, и они могут получить и менее увлекательное объяснение. В конце концов, это может быть крупный, но случайно выпадавший из поля зрения астрономов астероид, летящий где-нибудь за Юпитером.