Астрономы открыли спутник у третьей карликовой планеты пояса Койпера — Naked Science

Астрономы открыли спутник у третьей карликовой планеты пояса Койпера

Ученые подтвердили наличие собственной луны у третьего по величине объекта в поясе Койпера – карликовой планеты 2007 OR10.

stsci-h-p1718a-f-1440x720

Далеко за орбитой Нептуна расположена обширная область пояса Койпера – скопление ледяных комет и карликовых планет, крупнейшей из которых остается Плутон со своими спутниками. Есть спутник и у Эриды, второго по величине объекта пояса Койпера. На третье место претендует (225088) 2007 OR10, который был открыт совсем недавно и пока не имеет названия: диаметр потенциальной карликовой планеты оценивается примерно в 1535 км.

Для своих размеров 2007 OR10 вращается исключительно медленно (с периодом почти 45 часов). Скорее всего, это объясняется стабилизирующим действием приливных сил, возникающих при взаимодействии объекта со спутником. И в самом деле, на архивных снимках космического телескопа Kepler команда астрофизиков из Венгрии и Германии обнаружила указания на наличие этого спутника, хотя и весьма скромного и темного. Об этом Чаба Кисс (Csaba Kiss) сообщил в конце прошлого года на очередной встрече Отделения планетологии Американского астрономического общества (DPS48).

Теперь же Чаба Кисс и его коллеги подтвердили первые выводы данными других астрономических инструментов, в том числе и архивные снимки телескопа Hubble. Детальное сообщение об обнаружении спутника 2007 OR10 опубликовано в The Astrophysical Journal Letters. Авторы использовали также наблюдения аппарата Herschel в ближнем ИК-диапазоне. Все это позволило определить базовые орбитальные и физические характеристики небесного тела. Так, диаметр спутника оценивается в 250–400 км.

«Открытие спутников у всех известных карликовых планет (за исключением Седны) означает, что в те времена, когда они сформировались, между ними достаточно часто происходили столкновения, – подчеркивает Чаба Кисс. – А где частые столкновения, там легко появляются луны».