Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи выяснили, как смерть любимого персонажа влияет на психику зрителя
Смерть героя на экране — часть истории, написанной сценаристами. При этом горечь утраты любимого персонажа вполне реальна и может иметь последствия для психики зрителя. И это нормально! Фанаты «Игры престолов» и «Мстителей» могут спать спокойно.
Сама мысль об оплакивании кого-то, кого никогда не существовало, может показаться абсурдной, особенно для тех, кто не проявляет каких-либо эмоций при просмотре фильма, сериала или при чтении книги. Но, несмотря на это, связь, пусть и односторонняя, между персонажем и зрителем может быть гораздо глубже, чем кажется.
Профессор психологии Калифорнийского университета Ялда Улс говорит о привязанности зрителя к персонажу. «Исследователи на протяжении многих лет изучают феномен парасоциальных отношений, когда человек эмоционально привязывается к вымышленному персонажу или знаменитости. Эксперименты по парасоциальным отношениям также показывают, насколько реален персонаж для зрителя. Иначе говоря, чем больше мне нравится персонаж А, тем больше он для меня реален», — отмечает Улс.
Особенно четко это явление прослеживается на примере киновселенной Marvel. Для миллионов людей по всему миру Тони Старк и Стив Роджерс, присутствующие на экранах кинотеатров на протяжении 11 лет, стали не просто персонажами комиксов, но самыми настоящими друзьями и членами семьи. В заключительной части саги о Мстителях герои так или иначе уйдут на покой, поэтому для многих зрителей расставание с любимыми персонажами может стать настоящим ударом. «Тем не менее эти отношения вполне имеют смысл», — говорит Ялда Улс.
Хуже всех в этом отношении фанатам сериала «Игра престолов», вынужденным постоянно бороться с потерями. В Сети даже существует специальный «счетчик смертей», насчитывающий уже более 200 случаев утраты.
Персонажи — не единственная вымышленная вещь, которая может причинять боль от потери. Люди также могут испытывать горечь утраты от завершения любимого сериала, фильма или телешоу, даже если по сюжету все герои остаются живы. Так, результаты маркетингового исследования 2013 года, опубликованные в статье журнала Consumer Research, показали, что люди формируют эмоциальные связи как с персонажами, так и с реальными людьми, которые были поклонниками той же картины. Зрители страдают не только от расставания с любимыми героями, но и из-за отчуждения от социальной среды, окружающей то или иное произведение.
Общество привыкло признавать утратой потерю, например, близкого человека, однако, как и любая другая потеря, утрата любимого персонажа является важной частью жизни и должна приниматься во внимание. «Вы знаете, какое самое тяжелое горе для человека? Горе, которое он переживает прямо здесь и сейчас», — отмечает основатель центра психологической помощи Center for Loss and Life Transition Алан Вольфелт. Важно, чтобы такой человек мог переживать свою утрату, а окружающие оказывали ему поддержку. «Необходимо развить свою индивидуальность без ушедших персонажей. Это и есть работа над горем», — говорит Вольфелт.
По словам психологов, если вы чувствуете себя несколько потерянным после смерти любимого персонажа, это всего лишь часть естественных психических процессов. «Всякий раз, когда вы говорите «ну, это просто домашнее животное» или «это просто фильм», вы минимизируете потерю для человека и не оставляете места для выхода эмоций», — отмечает Алан Вольфелт.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии