Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи выяснили, как смерть любимого персонажа влияет на психику зрителя
Смерть героя на экране — часть истории, написанной сценаристами. При этом горечь утраты любимого персонажа вполне реальна и может иметь последствия для психики зрителя. И это нормально! Фанаты «Игры престолов» и «Мстителей» могут спать спокойно.
Сама мысль об оплакивании кого-то, кого никогда не существовало, может показаться абсурдной, особенно для тех, кто не проявляет каких-либо эмоций при просмотре фильма, сериала или при чтении книги. Но, несмотря на это, связь, пусть и односторонняя, между персонажем и зрителем может быть гораздо глубже, чем кажется.
Профессор психологии Калифорнийского университета Ялда Улс говорит о привязанности зрителя к персонажу. «Исследователи на протяжении многих лет изучают феномен парасоциальных отношений, когда человек эмоционально привязывается к вымышленному персонажу или знаменитости. Эксперименты по парасоциальным отношениям также показывают, насколько реален персонаж для зрителя. Иначе говоря, чем больше мне нравится персонаж А, тем больше он для меня реален», — отмечает Улс.
Особенно четко это явление прослеживается на примере киновселенной Marvel. Для миллионов людей по всему миру Тони Старк и Стив Роджерс, присутствующие на экранах кинотеатров на протяжении 11 лет, стали не просто персонажами комиксов, но самыми настоящими друзьями и членами семьи. В заключительной части саги о Мстителях герои так или иначе уйдут на покой, поэтому для многих зрителей расставание с любимыми персонажами может стать настоящим ударом. «Тем не менее эти отношения вполне имеют смысл», — говорит Ялда Улс.
Хуже всех в этом отношении фанатам сериала «Игра престолов», вынужденным постоянно бороться с потерями. В Сети даже существует специальный «счетчик смертей», насчитывающий уже более 200 случаев утраты.
Персонажи — не единственная вымышленная вещь, которая может причинять боль от потери. Люди также могут испытывать горечь утраты от завершения любимого сериала, фильма или телешоу, даже если по сюжету все герои остаются живы. Так, результаты маркетингового исследования 2013 года, опубликованные в статье журнала Consumer Research, показали, что люди формируют эмоциальные связи как с персонажами, так и с реальными людьми, которые были поклонниками той же картины. Зрители страдают не только от расставания с любимыми героями, но и из-за отчуждения от социальной среды, окружающей то или иное произведение.
Общество привыкло признавать утратой потерю, например, близкого человека, однако, как и любая другая потеря, утрата любимого персонажа является важной частью жизни и должна приниматься во внимание. «Вы знаете, какое самое тяжелое горе для человека? Горе, которое он переживает прямо здесь и сейчас», — отмечает основатель центра психологической помощи Center for Loss and Life Transition Алан Вольфелт. Важно, чтобы такой человек мог переживать свою утрату, а окружающие оказывали ему поддержку. «Необходимо развить свою индивидуальность без ушедших персонажей. Это и есть работа над горем», — говорит Вольфелт.
По словам психологов, если вы чувствуете себя несколько потерянным после смерти любимого персонажа, это всего лишь часть естественных психических процессов. «Всякий раз, когда вы говорите «ну, это просто домашнее животное» или «это просто фильм», вы минимизируете потерю для человека и не оставляете места для выхода эмоций», — отмечает Алан Вольфелт.
Команда российских исследователей, включая ученых из НИУ ВШЭ, применили искусственный интеллект для анализа подписок 4,5 тысячи студентов на VK-сообщества. Оказалось, что алгоритмы могут с высокой точностью предсказывать, кто отличник, а у кого трудности с учебой.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
В длительном выступлении 30 мая 2025 года Илон Маск не ограничился повторением уже известного, но и обозначил ряд новых моментов по программе Starship и конкретике первых нескольких волн полетов на Марс.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии