16.02.2023
9 185

Ученые посчитали, насколько конфликт на Украине увеличил цены на энергию по всему миру

4.9

Новая научная работа показывает размах увеличения расходов домохозяйств в 116 странах. По расчетам ученых, это приведет к внушительному росту числа крайне бедных людей.

Западные санкции затруднили России экспорт природного газа в Европу. В итоге европейцам пришлось пользоваться недешевым СПГ, подобным тому, что получают от этих двух плавучих терминалов в Голландии / ©EPA-EFE/SIESE VEENSTRA

В 2021 году Россия экспортировала 12,3% всей нефти, попавшей в систему международной торговли. Для газа этот показатель был еще выше — 23,6%. Хотя физические добычу и экспорт нефти в 2022-м, несмотря на санкции, Россия нарастила, ограничения на экспорт газа ее затронули, и суммарное физическое предложение отечественных энергоносителей на мировом рынке сократилось. Как Naked Science прогнозировал в феврале-марте 2022 года, это не привело к падению российских экспортных доходов. Фактически они, напротив, серьезно выросли, достигнув рекордных размеров за всю историю. Механизм роста доходов был в том, что цены на экспортируемое росли куда быстрее, чем снижался его физический объем. Тем не менее для остального мира ситуация оказалась не такой радужной.

Международная группа ученых, исследование которой опубликовано в журнале Nature Energy, сосредоточилась именно на этой печальной стороне вопроса. Авторы собрали данные по расходам на энергию в 116 странах и затем рассчитали, насколько должны повыситься расходы на энергию для местных жителей.

Оказалось, несмотря на то, что масштаб изменениях таких расходов для разных государств сильно различается, серьезно пострадали практически все страны, охваченные исследованием. Затраты домохозяйств, связанные с энергией, должны вырасти на 62,6-112,9%. Основная причина — увеличение средних цен на уголь на 176% (речь о периоде с февраля по сентябрь 2022 года), нефть и нефтепродукты — на 51%, природный газ — на 94%.

Расходы на душу населения для богатых стран росли сильнее всего, поскольку они потребляли больше энергии, чем бедные. Но вот в долях от общего дохода сильнее всего пострадали, напротив, именно бедные страны: доходы их жителей так малы, что энергия составляет большую долю в расходах. Число экстремально бедных из-за постукраинского роста цен на мировых рынках энергоносителей, согласно исследователям, составит от 78 до 140+ миллионов человек. Всего общие расходы домохозяйств в изученных государствах увеличились на 2,7-4,8%.

Если с анализом зарубежных стран авторы работы справились хорошо, то по России у них серьезные неточности. Например, ученые полагают, что расходы на энергию для россиян увеличились пропорционально росту цен на ее энергоносители. Однако на деле цены на газ, нефтепродукты и даже уголь в России серьезно оторваны от мировых. На протяжении 2022 года стоимость газа и нефтепродуктов в стране росла даже слабее показателя общей инфляции. А вот у исследователей они каким-то образом «подорожали» сразу на десятки процентов (см. карту).

Иллюстрация из работы, учитывающая, предположительно, рост цен на энергию в разных формах. Как легко видеть на пример России, расчеты исследователей по некоторым странам оказались неточными / ©Yuli Shan et al.

Еще экзотичнее выглядят выводы работы. Ученые полагают, что «беспрецедентный энергетический кризис», который они описывают, должен служить напоминанием: энергетические системы, опирающиеся на ископаемое топливо, делают проблемы энергетической безопасности вечными. «Это подчеркивает срочную необходимость диверсифицировать источники энергии <…> переходом к чистой энергии», — пишут авторы статьи.

Таким образом, исследователи забыли упомянуть то, что Naked Science констатировал еще в феврале 2022-го: рост цен на энергоносители после начала российской спецоперации на Украине в значительной степени вызван не столько ответной реакцией Запада, сколько его же действиями ранее. Речь идет о дивестировании — идеологически мотивированном массовом отказе западных игроков от инвестиций в добычу ископаемого топлива. Именно дивестирование поставило человечество в жесткую зависимость от притока энергоносителей извне западного мира, усилив уязвимость планеты к любым сбоям в российском топливном экспорте.

Кроме того, чтобы говорить о том, что узкие места «энергетических систем, опирающихся на ископаемое топливо» порождают постоянные проблемы, сперва неплохо было бы продемонстрировать беспроблемную работу энергетической (а не только электроэнергетической) системы, базирующейся на иных источниках энергии, не ископаемых. Напомним: в современном мире такие энергетические системы заметных размеров неизвестны.