27.08.2023
6 975

Вызывающие угри бактерии оказались полезны для кожи

4.8

Бактерии, связанные с развитием акне, в несколько раз увеличивают синтез полезных липидов в клетках кожи. В норме это повышает ее тонус и усиливает защиту от других, более опасных микробов.

© D'Souza Aesthetics / Автор: Никита Тарасов

Многие люди страдают от акне, или угрей, — хронического воспаления кожи, которое развивается из-за блокировки волосяных фолликул салом и мертвыми клетками. Одной из распространенных причин акне выступает чрезмерный рост живущих на коже бактерий Cutibacterium acnes. Однако строго негативным влияние этих микробов назвать нельзя. Авторы статьи, опубликованной в журнале Science Advances, показали, что они важны для нормального синтеза липидов.

Жиры и липиды, которые выделяются на поверхность кожи, играют огромную роль в поддержании ее здоровья и защиты всего организма от инфекций. Нарушения их синтеза могут приводить к целому набору тяжелых заболеваний, включая экзему и псориаз. Поэтому профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Ричард Галло (Richard Gallo) и его команда решили исследовать, как разные бактерии, составляющие микрофлору кожи, влияют на этот процесс.

Ученые работали совместно с компанией SILAB, которая специализируется на исследования кожи и разработке косметических средств. Они проводили эксперименты с культурами человеческих и мышиных кератиноцитов — основных клеток эпидермиса, выращивая их в присутствии различных бактерий. Оказалось, что самый значительный эффект на состояние и рост кератиноцитов оказывали именно C. acnes.

Под влиянием этих микробов клетки увеличивали синтез липидов в несколько раз, причем это воздействие распространялось на широкий спектр веществ, полезных для кожи — от жирных кислот и церамидов до холестерина и триглицеридов. Все эти соединения важны для кожи, сохранения ее влажности и выполнения барьерных функций. К тому же их присутствие сдерживает дальнейшее размножение C. acnes.

Дополнительные эксперименты показали, что влияние C. acnes на кератиноциты связано с тем, что эти микробы продуцируют пропионовую кислоту. Если ген, ответственный за ее синтез, блокировать, остановив процесс, то бактерии переставали усиливать производство липидов в клетках кожи. Кроме того, биологи полагают, что присутствие пропионата понижает рН кожи, делая среду слегка кислотной. Это, в свою очередь, препятствует росту других бактерий, в том числе и болезнетворных стафилококков.