Маньяков в России будут вычислять по ДНК — Naked Science
09.07.2015

Маньяков в России будут вычислять по ДНК

Совместная группа генетиков из России и Беларуси намерена создать масштабный банк данных-маркеров жителей разных регионов страны. Банк будет использоваться в работе силовых структур для установления личности и места проживания преступников.

14342954637_3f8c3fde77_b

Как рассказали в пресс-службе Регионального инновационного портала Томской области, сейчас следователи пробуют использовать ДНК-идентификацию при поимке злоумышленников. К примеру, с помощью томских генетиков были раскрыты преступления в Новосибирске, где произошла серия нападений на девочек.

Следователи располагали ДНК подозреваемого, но в базах криминалистов аналогичные образцы отсутствовали. Ученые определили, что человек является выходцем из Баргузинского района Бурятии, – это позволило резко сузить круг поиска и задержать преступника, жертвами которого стали как минимум девять детей.

Однако пока такой подход скорее исключение, чем правило. По данным специалистов, в томский НИИ медицинской генетики от силовиков за все время поступило 30 запросов, и только в 20% случаев удалось помочь. В 80 же процентах случаев либо не получилось извлечь данные из ДНК, либо полученный результат указывал на слишком обширную территорию вроде Сибири или Кавказа.

Поэтому сейчас ученые намерены сформировать банк данных геномных маркеров, обладающих высокой этнотерриториальной специфичностью. Это позволит более точно установить, где родился и живет преступник. Кроме того, маркеры, на которые сейчас опираются российские генетики, расположены в половой Y-хромосоме, то есть позволяют работать лишь с геномом преступников-мужчин. Ученые рассчитывают, что им удастся получить и женские маркеры.

В итоге, по замыслу специалистов, на основе этого банка будет создан единый программный продукт – ПО, – которым оснастят криминалистов МВД. Сроки реализации проекта оцениваются в пять лет, его стоимость составит три миллиарда рублей.