Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
15.11.2019
Никита Шевцов
16 664

Ученые создали голограммы, которые можно «почувствовать»

Исследователи из Великобритании разработали технологию, которая позволяет создавать реалистичные голограммы в виде бабочки, глобуса и смайлика: их можно увидеть невооруженным глазом, услышать и даже почувствовать без систем визуальной реальности.

Осязаемая голограмма в форме бабочки

Голограммы — одно из тех изобретений, которые ждут люди всего мира. В научной фантастике они уже не новы, но настоящая наука только начинает продвигаться вперед в этой области. Ранее были созданы голограммы на основе акустической или магнитной левитации. Благодаря тонкому управлению они могли создавать трехмерные фигуры и плавно перемещать их.

Правда, у таких технологий было как минимум две проблемы: низкое «разрешение» — количество частиц на единицу объема — и громоздкость голографических устройств. К тому же большая часть из них не позволяет ощутить прямого контакта с изображением, так как нарушится распределение частиц.

Однако в 2015 году японские ученые уже представляли технологию, которая позволила сделать трехмерное изображение осязаемым. Для этого они использовали сверхбыстрые фемтосекундные лазеры. На ощупь такая голограмма оказалась похожа на наждачную бумагу. Другая подобная технология использует ультразвук для имитации прикосновения к объекту и может даже регулировать «твердость» объекта, увеличивая давление звука.

Осязаемая голограмма в форме бабочки

Новая технология, предложенная английскими исследователями, называется MATD — мультимодальная акустическая ловушка для изображения. По словам разработчиков, она «может одновременно доставлять визуальную, слуховую и тактильную информацию». В основе этой технологии — явление под названием «акустофорез»: при этом звуковые волны перемещают и манипулируют объектом — в данном случае множеством частиц, — чтобы сформировать изображение в небольшой емкости, содержащей большое количество очень маленьких динамиков.

Новая разработка улавливает небольшую частицу из специального легкого материала звуковой волной и может удерживать ее в нужном положении, а также освещать разными цветами. Для передачи ощущений ученые использовали разработанную ранее технологию ультразвукового воздействия. Модифицировав ее, исследователи добились возможности более тонко воссоздавать структуру объектов и сочетать ее с движениями голограммы.