01.02.2018
Редакция Naked Science

Индия планирует рискованную посадку лунохода на еще не исследованном южном полюсе

Индийский луноход должен сесть на южном полюсе Луны, где еще не работал ни один космический аппарат.

pic12_online

В середине лета 2018 года орбитальный космический аппарат спустит на поверхность Луны посадочный модуль. Высадка пройдет без участия специалистов на Земле, потому что будет происходить вблизи южного полюса Луны – там, куда не доходят радиосигналы, сообщает портал журнала Science.

Мягкая посадка должна пройти в 600 километрах от южного полюса естественного спутника Земли – там, где не работал еще ни один рукотворный объект; все остальные садились намного ближе к экватору. Посадочный модуль доставит на поверхность Луны индийский ровер «Чандраян-2», который должен проработать как минимум год.

«Чандраян-2» станет второй индийской лунной миссией; первая, «Чандраян-1», состояла из межпланетной орбитальной станции и посадочного модуля, который в 2008 году совершил жесткую посадку вблизи южного полюса Луны. Связь с орбитальной станцией «Чандраян-1» пропала почти через год после этого, но за время работы она успела собрать информацию, которая позволила индийским специалистам выбрать место посадки для второй миссии. Другим важным достижением миссии «Чандраян-1» стало не первое, но окончательное доказательство наличия воды в лунном грунте: ее обнаружили анализаторы орбитального аппарата в облаке пыли, поднятом при посадке.

Запуск ракеты-носителя с аппаратами миссии «Чандраян-2» должен состояться уже через несколько недель. Как заявил сегодня Каиласавадиву Сиван, глава Индийской организации космических исследований, если миссия пройдет успешно, она проложит дорогу новым, еще более амбициозным планам по освоению Солнечной системы, включая высадку на Марс, астероиды и даже запуск венерианского зонда.

Инструменты посадочного модуля и лунохода позволят собрать данные о составе разреженной лунной атмосферы, распределении в ней изотопов гелия, оценить содержание в лунной атмосфере гелия-3, потенциального топлива для термоядерных реакторов. Главы ряда мировых правительств уже высказывались о ценности Луны в качестве источника гелия-3. По существующим оценкам, лунных запасов этого легкого изотопа могло бы хватить на тысячи лет обеспечения человечества энергией. Кроме того, спектрометр ровера «Чандраян-2» должен будет оценить количество воды на Луне и ее температуру, а сейсмометр лунохода измерит сейсмическую активность спутника.

Изначально планировалось, что индийский луноход доставит на поверхность апарат российского производства, но после неудачи миссии Фобос-Грунт Роскосмос прекратил сотрудничество с Индией, и индийцы разработали собственный посадочный модуль. Для запуска аппарата Индия планирует использовать собственную ракету-носитель GSLV, которая стартует с космодрома Шрихарикота на одноименном острове у юго-восточного побережья Индии.