Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ускорители на месте, корабль ждет, осталась центральная ступень: лунная ракета SLS готова к финальной сборке
Центральный блок SLS успешно прошел огневые испытания и готовится к отправке в Космический центр имени Джона Фицджеральда Кеннеди. Там его ждут установленные на мобильную пусковую площадку твердотопливные ускорители, а остальные элементы исполинской ракеты готовятся к заправке. Если все пойдет по плану, то в конце апреля начнется процесс финальной сборки носителя, которому предстоит запустить капсулу Orion в облет Луны.
Как пишет портал NASASpaceflight, на острове Мерритт во Флориде, США, кипит работа. Специалисты Exploration Ground Systems (EGS) с нетерпением ждут прибытия центрального блока лунной ракеты и выполняют необходимые приготовления. Основные испытания первой ступени Space Launch System (SLS) завершились 18 марта. На тестовом стенде B-2, который помнит еще рокот двигателей F-1, создаваемых для легендарного Saturn V, она отработала более 500 секунд в разных режимах — даже больше, чем потребуется в реальном полете.
Теперь все системы ступени проверят еще раз и подготовят к транспортировке из Космического центра имени Джона Стенниса в Миссисипи в Космический центр Кеннеди во Флориде. Там, в колоссальном здании вертикальной сборки, ее ждут оба твердотопливных ускорителя. Их сборка полностью завершена, осталась только небольшая часть работы по их закреплению на мобильной пусковой платформе (ML-1). Это подвижная часть стартового комплекса, которая с помощью сверхтяжелого гусеничного транспортера доставит полностью собранную ракету на пусковую площадку LC-39B. Аналогичную схему использовали при полетах Saturn V, Space Shuttle и сейчас применяют при запусках Atlas V.
Помимо твердотопливных ускорителей, к первому полету практически готовы почти все остальные системы лунной ракеты. Остались лишь процедуры, которые буквально запускают таймер обратного отсчета. Например, заправка гелием систем наддува баков с горючим капсулы Orion — гарантийный срок эксплуатации емкостей составляет всего год, поэтому лучше их наполнять как можно позднее. Так в случае очередных задержек не придется заменять баки на уже готовом корабле.
На территории Космического центра Кеннеди, в здании обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF), своего часа ждут сразу два ключевых компонента: полностью собранный космический корабль Orion (капсула, защитный тепловой экран и служебный модуль), а также разгонный блок (вторая ступень) ICPS. Несмотря на высокую степень готовности, с ними предстоит выполнить немало процедур. И последовательность всех действий необходимо продумать заранее.
Оба твердотопливных ускорителя SLS уже установлены в здании вертикальной сборки Космического центра Кеннеди / ©NASASpaceflight, Stephen Marr Оба твердотопливных ускорителя SLS уже установлены в здании вертикальной сборки Космического центра Кеннеди / ©NASASpaceflight, Stephen Marr Здание вертикальной сборки (VAB) в Космическом центре Кеннеди во время его переоборудования для нужд программы «Артемида» и ракеты SLS / ©The Planetary Society, Jason Davis
Еще до проведения финальных испытаний центрального блока SLS, 16 марта, начались работы по заправке космического корабля техническими жидкостями. Эти процедуры продлятся до мая и включают в себя загрузку:
- примерно 5400 килограммов тетраоксида азота (окислитель) в сервисный модуль;
- около 3600 килограммов монометилгидразина (горючее) в сервисный модуль;
- 36 килограммов аммиака (хладагент) в сервисный модуль;
- гелия в системы наддува баков сервисного модуля и обитаемой капсулы;
- неуточненного количества гидразина (однокомпонентное топливо) в капсулу.
Как только это будет сделано, собранный, заправленный и еще несколько раз проверенный Orion перейдет в руки специалистов по установке системы аварийного спасения (САС, LAS). В соседнем с MPPF здании на корабль установят защитные панели обтекателя и башню с твердотопливным ускорителем, который в случае необходимости оторвет пилотируемую капсулу от ракеты и уведет на безопасное расстояние.
Космический корабль Orion в составе капсулы, сервисного модуля и защитного теплового экрана покидает цех сборки и проверки имени Нила Армстронга (O&C) 14 января 2021 года, чтобы «поселиться» на несколько месяцев в здании обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF). В этот момент юридически он стал собственностью не производителей (Lockheed Martin — щит и капсула, Европейское космическое агентство (ESA) — служебный модуль), а наземных служб NASA в Космическом центре Кеннеди (Exploration Ground Systems) / ©NASA, Ben Smegelsky Внутри здания обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF): справа — космический корабль Orion в сборе, слева на поддерживающей структуре, похожей на бочку — разгонный блок (вторая ступень) Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS). Одновременное присутствие двух столь крупных объектов в MPPF явление незапланированное и весьма проблемное. Разгонный блок пришлось переместить в цех NASA, поскольку его производитель (United Launch Alliance) уже не мог держать ступень на своей площади. Задержки всей программы SLS привели к тому, что ULA продержали ICPS у себя и так довольно долго. Инженерам в MPPF пришлось здорово поломать голову, как обеспечить безопасность на своей площади, но это удалось сделать. Проблема только одна — пока из цеха не уберут вторую ступень, корабль из него извлечь нельзя / ©NASA, Glenn Benson Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS) на временной поддерживающей структуре, похожей на бочку. Этот разгонный блок должен вывести космический корабль Orion на окололунную орбиту / ©NASA Переходник между служебным модулем Orion и разгонным блоком ICPS. Хорошо видны диспенсеры для микроспутников. После отделения космического корабля от второй ступени, она высвободит кубсаты / ©NASA, Glenn Benson
Отдельная головная боль при подготовке первого полета по программе «Артемида» — Artemis-1, — это попутная полезная нагрузка. На переходник между ICPS и «Орионом» установлены диспенсеры для сброса микроспутников, а в саму капсулу корабля поместили несколько экспериментов. И если последние разрабатывало NASA, то кубсаты делали сторонние научно-исследовательские организации. Пока спешки нет, но из-за коронавирусных ограничений и прочих факторов большинство аппаратов задерживается. Будет странно, если старт эпохальной миссии снова отложат из-за такой побочной мелочи.
По срокам пока никакой конкретики в долгосрочной перспективе нет. Несмотря на проволочки с тестированием центрального блока SLS, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США до сих пор не перенесло сроки первого полета лунной ракеты — конец этого года. Хотя, учитывая десятимесячный цикл сборки носителя, взлетит он, скорее всего, не ранее марта 2022-го. Но надежда всегда остается, хотя и о главном принципе космонавтики забывать не стоит: лучше перестраховаться, чем потом сожалеть (better safe than sorry).
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Ежедневно, еще до восхода солнца, миллионы птиц по всей планете наполняют воздух своими голосами. Этот рассветный концерт — одно из самых красивых и загадочных явлений природы. Почему пернатые певцы предпочитают встречать день именно так? Авторы нового исследования предложили простой ответ: птицы не могут иначе. Ночь заставляет их молчать, а утро дает долгожданную свободу, выплескивающуюся в бурном и страстном хоре.
Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Команда исследователей из Т-Технологий и МФТИ разработала метод, позволяющий построить детальную «карту» эволюции абстрактных понятий в глубине больших языковых моделей. Этот подход, основанный на «графах потоков признаков», не только открывает «черный ящик» ИИ, делая его работу прозрачной, но и дает в руки ученых мощный инструмент для точного управления поведением нейросетей, например, для подавления нежелательных тем в генерируемом тексте.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно








Последние комментарии