Ракета «Ангара-А5» оказалась в три раза дороже, чем «Протон-М» — Naked Science

Ракета «Ангара-А5» оказалась в три раза дороже, чем «Протон-М»

4.6

Согласно данным, приведенным Центром Хруничева, стоимость производства одной ракеты «Ангара-А5» составляет семь миллиардов рублей, что в разы больше цены «Протона».

«Ангара-А5»
«Ангара-А5» / ©Роскосмос

Как следует из финансового отчета Центра Хруничева — разработчика и производителя «Ангары», — создание одного тяжелого носителя версии А5 обойдется в семь миллиардов рублей. Это значительно выше стоимости ракеты «Протон-М», которую «Ангара» должна сменить: известно, что строительство «Протона» в рамках миссии по запуску космического аппарата «Экспресс-АМУ4» обошлось в 2,33 миллиарда.

Разработчики надеются на снижение стоимости нового носителя в будущем, после начала серийного производства: согласно планам, к 2024 году цена «Ангары» должна опуститься до четырех миллиардов рублей. Таким образом, даже если этим планам суждено реализоваться, стоимость новой ракеты все равно будет существенно выше «Протона-М».

Напомним, свой первый и единственный запуск «Ангара-А5» выполнила 23 декабря 2014 года: в качестве полезной нагрузки тогда выступил неотделяемый от разгонного блока «Бриз-М» макет спутника. Второй испытательный запуск неоднократно переносили: согласно недавно озвученным планам, он намечен на ноябрь 2020-го. После этого последуют новые испытания и ввод ракеты в полноценную эксплуатацию.

Запуск «Ангара-А5» / ©Роскосмос

В перспективе на базе носителя намерены создать «Ангару-А5М», которая будет отличаться от предшественницы увеличенной грузоподъемностью. Благодаря применению на первой ступени модернизированного двигателя РД-191М, масса выводимого с Восточного на низкую опорную орбиту груза будет составлять 27,7 тонны, в то время как у «Ангары-А5» этот показатель равен 24,5 тонны. Напомним, в январе стало известно, что «Роскосмос» и Министерство обороны согласовали облик перспективного носителя.

Попутно в России намерены разрабатывать еще более мощные носители для будущих полетов на Луну. Базой для сверхтяжелых ракет должен стать новый носитель «Иртыш», разработкой которого сейчас занимается РКК «Энергия». Последний призван сменить в линейке эксплуатируемых сейчас ракет семейство советских носителей «Союз».

Роль легкой ракеты в будущем должна взять на себя перспективная «Ангара-А1.2». Последнюю, как и ее тяжелого «родственника», часто сопровождают критика и скандалы. Напомним, осенью «Роскосмос» расторг контракт на производство ракеты-носителя для запуска спутников системы «Гонец».

Необычные эксперименты показали, что подключение легких к кровеносной системе животного позволяет не только поддерживать жизнеспособность донорских органов, но и восстанавливает их функции.