• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11 мая
ПНИПУ
4
15 827

В Перми придумали, как сделать титан для газотурбинных двигателей прочнее

4.4

Титан благодаря своей прочности и высокой коррозионной стойкости успешно завоевал передовые позиции в высокотехнологичных отраслях — в производстве военной техники, медицине, авиа- и ракетостроении. Тем не менее, повышение предела выносливости остается актуальной задачей при разработке и производстве высоконагруженных деталей газотурбинных двигателей, таких как лопатки и диски компрессора, которые испытывают значительные растягивающие нагрузки при повышенных температурах во время работы. Ученые Пермского Политеха совместно с коллегами из Уфимского университета науки и технологий изучили свойства упрочненного титанового сплава ВТ6 (Ti-6Al-4V) с ультрамелким зерном при рабочей температуре в 350 градусов Цельсия и его способность выдерживать циклические нагрузки без разрушения материала. Новые данные, полученные в ходе анализа материала, позволят производить более качественные титановые дентальные импланты и детали для высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе для авиационных газотурбинных двигателей.

В Перми придумали, как сделать титан для газотурбинных двигателей прочнее
В Перми придумали, как сделать титан для газотурбинных двигателей прочнее / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Metals. Известно, что компоненты авиационных двигателей испытывают сложные нагрузки. Например, типичная схема нагружения лопаток или дисков газотурбинного двигателя состоит из низкочастотных и высокоамплитудных напряжений с периодически резонирующими высокочастотными нагрузками. Все это приводит к повреждению материала деталей вплоть до образования трещин.

«В этой работе мы провели усталостные испытания образцов сплава ВТ6, упрочненного методом интенсивной пластической деформации и состоящего из титана, алюминия и ванадия при температуре 350 градусов Цельсия. После циклических испытаний – стандартной закалки с последующим отжигом с помощью растровой и просвечивающей электронной микроскопии была проанализирована микроструктура материала образцов и ее изменения», — рассказывает декан механико-технологического факультета ПНИПУ, профессор кафедры инновационных технологий машиностроения, доктор технических наук Михаил Песин.

Эксперимент подтвердил термостабильность ультрамелкой структуры титанового сплава. Материал продемонстрировал повышенную прочность и усталостную долговечность при рабочей температуре. Соответственно он может быть рекомендован для использования в высокотехнологичных отраслях — в производстве военной техники, медицине, авиа- и ракетостроении. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
26 мая
Анна Новиковская

Хотя люди впервые приручили диких лошадей как минимум 6000 лет назад, ездить верхом они начали существенно позже. И, судя по недавней находке в Китае, только три тысячи лет спустя наездники стали оседлывать своих скакунов.

26 мая
Мария Азарова

Почти каждый владелец собаки уверен, что его питомец уникален и представляет собой полноценную личность. Это утверждение подтвердило новое исследование ученых из Финляндии, которые среди прочего выяснили, что больше всего влияет на характер наших четвероногих друзей.

1 час назад
Мария Азарова

Травянистое растение мукуну жгучую, известную как «бархатные бобы», «стизолобиум жгучий» или «сумасшедшие бобы», среди прочего применяют при лечении укусов змей, депрессии и болезни Паркинсона. Авторы нового исследования решили проверить, эффективен ли порошок из Mucuna pruriens для улучшения подвижности сперматозоидов.

26 мая
Анна Новиковская

Хотя люди впервые приручили диких лошадей как минимум 6000 лет назад, ездить верхом они начали существенно позже. И, судя по недавней находке в Китае, только три тысячи лет спустя наездники стали оседлывать своих скакунов.

26 мая
Мария Азарова

Почти каждый владелец собаки уверен, что его питомец уникален и представляет собой полноценную личность. Это утверждение подтвердило новое исследование ученых из Финляндии, которые среди прочего выяснили, что больше всего влияет на характер наших четвероногих друзей.

24 мая
Анна Новиковская

В фильмах и романах нам часто говорят, что изменяющие своим вторым половинкам супруги подспудно испытывают чувство вины за неверность. Однако масштабное исследование группы психологов из США и Канады показало, что это не так.

12 мая
Александр Березин

В американской прессе обсуждают острый вопрос: почему, несмотря на санкции и потолок цен, в России не просто не было спада, но и, судя по ряду параметров, в 2023-м начался экономический подъем? Чтобы разрешить эту загадку, The Wall Street Journal обратился к спутниковым данным по мониторингу окислов азота. С их помощью журналисты обнаружили, что российские власти, кажется, дают миру неправильную статистику, а на самом деле в России, видимо, происходит глубокий спад. Насколько верна такая оценка? И что на самом деле случится с российской экономикой в этом году?

11 мая
Анна Новиковская

Большая часть алмазов, образующихся в недрах Земли, выносятся ближе к поверхности небольшими, но мощными извержениями породы. Однако австралийские исследователи обнаружили, что на деле эти извержения подпитываются громадными «тепловыми столбами», начинающимися у самого ядра нашей планеты.

10 мая
Мария Азарова

Ученые сравнили три типа коммуникации человека с кошкой и выяснили, какой из них нужно использовать, чтобы подружиться с питомцем.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

Николай Цыгикало
3 недели назад
-
2
+
Речь про авиационные двигатели, а на фото почему-то ЖРД. При том что ТНА ЖРД компрессора не имеет И двигателем не является. И подписано фото "В Перми придумали, как сделать титан для газотурбинных двигателей прочнее".  Видно, в ПНИПУ не понимают разницу...) "Известно, что компоненты авиационных двигателей испытывают сложные нагрузки. Например, типичная схема нагружения лопаток или дисков газотурбинного двигателя... "
    Affidavit Donda
    3 недели назад
    -
    0
    +
    Речь про авиационные двигатели, а на фото почему-то ЖРД.
    Учёные снова естествуют журналистов!!! Куда смотрят защитники традиционных ценностей?!!!!! :-)))
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      3 недели назад
      -
      1
      +
      Я вообще думал, что +350°С для титана не температура. Но тут спорить не буду. А так стальные лопатки компрессора при таких температурах работают без проблем. Хотя, конечно, титан немного полегче.
        Лев Григорьев
        2 недели назад
        -
        0
        +
        В этой заметке все прекрасно! "Новые данные... позволят производить более качественные титановые дентальные импланты и детали для высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе для авиационных газотурбинных двигателей". Загадка лингвистики, как новые данные могут позволить производить?! Но какова широта размаха замысла: от зубных протезов до газотурбинных двигателей!.. Пермский Политех отжигает... Это хлеще подвоза по бездорожью бурового шлама для улучшения асфальтобетона!
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: